Здесь люди и музыка становятся друзьями...

Томск встретил день рождения Рахманинова большим концертом

Браво маэстро, браво солисту и браво оркестру

2023 год в России объявлен годом Рахманинова – самого русского композитора, как он сам себя называл. Музыкальные торжества по случаю юбилея проходят по всей стране. В Томской филармонии прошло уже несколько концертов, посвящённых творчеству Рахманинова.

Выступление Томского академического симфонического оркестра под управлением художественного руководителя и главного дирижёра, народного артиста РФ Владимира ПОНЬКИНА, состоявшийся на главной сцене региона – в Большом концертном зале Томской филармонии — непосредственно в день рождения музыканта, транслировался в прямом эфире во все муниципалитеты области. Этот концерт в режиме онлайн могли послушать 1000 человек в зрительном зале, а также все, кто пожелал прийти на новую набережную реки Ушайки – концерт транслировался для горожан на трех светодиодных экранах.

– Очень волнительно и очень радостно быть причастными к такому большому и важному событию: сегодня, 1 апреля, весь музыкальный мир отмечает 150 лет со дня рождения Сергея Рахманинова, – подчеркнул в самом начале концерта ведущий Евгений Шевелёв. – С юбилеем нас, друзья!

Наверное, в целом мире нет ни одного симфонического оркестра, который хоть раз в жизни не исполнял бы музыку Рахманинова. Пожалуй, нет в мире и пианиста, в репертуаре которого не было бы хотя бы одного произведения этого гениального композитора. В рамках заключительного концерта абонемента № 1 «Главный представляет» (сезон 22/23) прозвучали два знаменитейших и очень значительных произведения Рахманинова.

– Мы начнём с жанра фортепианного концерта, особенного важного в жизни и в творческой биографии Рахманинова, потому что он был не только великим композитором, но и великим пианистом, – объяснил ведущий. – Концерт для фортепиано с оркестром № 3 ре минор Рахманинов написал в 1909 году, и в нём он обратился к самым глубинным национальным пластам, к истокам – в мелодии мы, наверняка, услышим старинные напевы, в том числе и церковные, именно по этой причине этот Концерт называют ещё Концертом-песней. А ещё за особенную глубину, которая сродни симфоническим циклам, этот Концерт иногда именуют Концертом-симфонией.

Солировал в Концерте № 3 для фортепиано с оркестром Сергея Рахманинова — лауреат международных конкурсов Юрий ФАВОРИН (фортепиано, Москва). Приезд музыканта стал возможным благодаря участию Томской филармонии в проекте Министерства культуры Российской Федерации «Всероссийские филармонические сезоны». Пианист исполнил в Томске не только Третий концерт. Юрий Фаворин сделал слушателям два музыкальных подарка, сыграв Этюд-картину фа-диез минор и Этюд-картину ре минор Рахманинова.

– После катастрофического провала Первой симфонии композитор не обращался к этому жанру 12 лет, – напомнил зрителям Евгений Шевелёв. – В 1906 году, будучи в Москве, Рахманинов задумал Вторую симфонию. В 1907 году он вместе с семьёй отправился в Дрезден, чтобы более плотно поработать над ней, и летом вчерне сочинение было готово. Каким-то образом об этом прознали журналисты и раструбили во всех газетах Дрездена о том, что Рахманинов, наконец, написал Симфонию № 2. Насколько это было преждевременно, сейчас не важно. Важно то, что эту симфонию мир ждал!

Успешная премьера состоялась в Мариинском театре в феврале 1908 года. Симфонию сразу же окрестили «необыкновенно русской по духу».

– В этой симфонии Рахманинов обратился к самым истокам Руси, чего в музыке до него не делал никто – именно Руси, а не государства Российского, – рассказал Евгений Шевелёв. – В это же время эта же тема появилась и в литературе — у Блока. Таким образом, параллельно и независимо друг от друга, два гения, два современника, два лирика нашли для себя практически главную тему, к которой обратимся сегодня и мы.

Оба крупных произведения, прозвучавших в Большом концертном зале Томской филармонии 1 апреля, считаются вершинами рахманиновского наследия. Не удивительно, что в числе зрителей концерта были не только томичи, но и гости из соседних городов.

– Концерт был удивительный, – поделился впечатлением Михаил РАКИН, преподаватель Новосибирского музыкального колледжа имени А.Ф. Мурова, директор гитарной школы «Прогрессория» (Новосибирск), участник гитарного дуэта Siberia Nueva. – Великолепный дирижёр, настоящий мастер своего дела, потрясающий оркестр, очень слаженная игра которого погрузила публику в волшебный мир музыки и не отпускала до последней ноты. Блестящий виртуозный солист великолепно справился с одним из самых сложных фортепианных концертов. Кстати, и симфония тоже очень трудна как для оркестра, так и для дирижёра, но в момент исполнения этого не было заметно. Так что однозначно браво! И спасибо за настоящий праздник музыки! День рождения Сергея Васильевича Рахманинова удался!

Михаил Ракин – участник Первых открытых международных мастер-классов по дирижированию симфоническим оркестром, проходивших в Томске в декабре 2022 года. Михаил приехал в Томск не один, а со своими друзьями-музыкантами, тоже, кстати, участниками Мастер-классов – Сергеем Симоновым и Андреем Березиным.

– Нам посчастливилось побывать не только на концерте, но и на репетиции, – рассказал Сергей СИМОНОВ, дирижёр оркестра русских народных инструментов Новосибирского музыкального колледжа им. А.Ф. Мурова. – Мы сидели с партитурами и следили за происходящим процессом и очень вдохновились, потом прогулялись по городу и пришли на сам концерт. Замечательный концерт, замечательная программа! Браво маэстро, браво солисту и браво оркестру! Уровень — высочайший! Музыка Рахманинова – это всегда очень сложно, это всегда очень глубоко и всегда очень надолго в голове и душе.

Кстати, с Сергеем Симоновым знакомы не только томские музыканты, но и томская публика – как финалист Мастер-классов он выступал на гала-концерте «Девять дирижёров и один оркестр». В новом концертном сезоне состоится ещё одна встреча с этим молодым и талантливым дирижёром.

Фото: Елена АСТАФЬЕВА