Здесь люди и музыка становятся друзьями...

Домристы Томской области стали участниками мастер-классов столичного педагога

С талантливыми ребятами работала преподаватель Российской академии музыки им. Гнесиных

В рамках VIII фестиваля «Денис Мацуев и друзья» в Томске состоялись мастер-классы для учащихся детских школ искусств. С юными томскими музыкантами и художниками работали столичные педагоги.

22 сентября Органный зал Томской филармонии, включая рояль премиум-класса «Стенвей», на котором играли многие известные пианисты, в числе которых Денис Мацуев, был отдан в распоряжение молодым пианистам, а Камерный зал стал обучающей аудиторией для домристов.

Мастер-классы по специальности «Домра» вела Елена Забавская, доцент Российской академии музыки им. Гнесиных.

Секреты извлечения красивого звука

Некоторые цитаты Елены Забавской, адресованные Арине Банниковой, учащейся 8-го класса Подгорнской детской музыкальной школы:

«Ты очень стараешься. Но музыка – это не такой тяжкий труд, как ты думаешь. Можно сделать минимум движений и получить красивый звук».

«Идеальное тремоло – это когда никто не знает, сколько ты сделала ударов».

«Давай поменяемся медиаторами, я хочу понять, почему он у тебя шуршит. Давно точила? Вообще не точишь? Только преподаватель в классе? Можно купить в строительном магазине лист наждачной бумаги, его на 5 лет хватит. Некоторые мои ученицы покупают пилку для ногтей, у которой 4 стороны, и пользуются ей, очень удобно. Держи! Молодец, поняла разницу? Чуть-чуть подточила, и уже – супер-домристка! (улыбается) Нужно уметь извлекать красивый звук».

«Слишком торопишься, для виртуозной игры это очень хорошо, но сейчас у тебя кантилена (небольшая пьеса лирического характера. – Прим. ред.), нужно успокоиться и распевать. Ты хочешь бежать, а лучше скользить, как на коньках. Ты делаешь резко, а нужно плавно. Ты должна чувствовать струну. Вот, то, что надо! Мгновенно схватываешь!»

На мастер-классе Арина Банникова исполняла вариации «Под гармошку» и вальс на тему русской народной песни «По муромской дорожке» А. Цыганкова и «Импровизацию» В. Лаптева.

Этот мастер-класс «Новых имён» для Арины не первый. В рамках этого проекта в 2022 году она занималась с Евгением Волчковым, доцентом Российской академии музыки имени Гнесиных, кандидатом искусствоведения. Как и в этот, в прошлый раз Арина получила сертификат на участие в мастер-классе по итогам второго тура конкурсного отбора соискателей стипендии Благотворительного фонда «Новые имена» имени Иветты Вороновой.

– Девочка очень способная, музыкальная, трудолюбивая, планирует свою жизнь связать с музыкой, – с гордостью и теплотой рассказывает о своей талантливой ученице Елена Бухтоярова, преподаватель Подгорнской детской музыкальной школы.

– Нам с Ариной очень понравилась Елена Ивановна, мы в неё просто влюбились, – делится педагог впечатлением от мастер-класса. – Насколько точно она подмечает проблемы, насколько мягко, тактично и доходчиво делает замечания! Мы слушали всех, дети были разного уровня, и к каждому она нашла индивидуальных подход. Мы в восторге от этого преподавателя, и очень рады, что именно она к нам приехала.

– Елена Ивановна так хорошо всё объясняет, всё по-доброму, предлагает несколько вариантов решения проблемы, я очень довольна, – добавляет Арина Банникова.

Забегая вперёд скажем, что в 2023 году Арина Банникова стала и участницей гала-концерта «Новые имена – новые времена», и стипендиатом фонда «Новые имена-2023». А возвращаясь назад, напомним, что в 2022 году получателем стипендии был ещё один воспитанник Елены Бухтояровой – Алексей Канашин (баян) (да, Елена Бухтоярова преподает несколько специальностей. – Прим. ред.), а ещё ему была вручена путёвка на Международную летнюю творческую школу «Новые имена» в Суздале, в которой он этим летом вместе со своим педагогом побывал.

Нюансы работы над техникой

Из рекомендаций, данных Еленой Забавской ещё одному участнику мастер-класса Леониду Карпову, учащемуся 4-го класса Детской школы искусств № 1 им. А.Г. Рубинштейна города Томска:

«У домриста должны быть очень сильные пальцы, они очень активно молотят по грифу, когда хотят быстро играть. Тебе нужно эти пальцы надрессировать, и будешь играть как домрист-виртуоз. Ты очень усидчивый, терпеливый, ты – молодец!».

«Ты очень зажат. Нужно играть так, чтобы ничего не болело. Ты когда-нибудь бил боксёрскую грушу? Раз, и вся сила должна уйти в грушу, не нужно ничего себе оставлять. Так и здесь: ударил – расслабил. Если болит рука, значит, ты делаешь что-то не так. Тебе сейчас 10 лет, через пару лет у тебя рука вырастет, будет легче, не сдавайся!»

На мастер-классе у Елены Забавской Леонид исполнил Итальянскую польку С. Рахманинова и Русскую польку А. Кугаевского.

Леонид Карпов обучается у педагога Лилии Усуповой, в 2022 году они вместе принимали участие в мастер-классе Евгения Волчкова.

Елена Забавская в Томске впервые, однако с ученицей из Томска уже работала в Суздале на Международной летней творческой школе «Новые имена»: в творческой смене 2023 года участвовала воспитанница Лилии Усуповой Анна Воронкова (домра). В этом же году Анна поступила в Новосибирскую специализированную музыкальную школу в класс профессора Андрея Кугаевского.

– Воспитание музыканта – это всегда очень индивидуальный процесс, – отмечает музыкальный педагог Лилия Усупова. – Занятия с Мастером помогают ученику поверить в себя, учителю взглянуть на ребёнка с иной стороны, научиться чему-то новому. Сверить свои мысли с профессионалом высочайшего уровня.

В мастер-классах Елены Забавской также приняли участие Виктория Фатина, учащаяся 7-го класса Детской школы искусств № 3 города Томска и её преподаватель Лариса Поспелова, и Ирина Гладкая, учащаяся 1-го курса Томского музыкального колледжа им. Э. Денисова и её преподаватель Ирина Голубкова.

Виктория Фатина играла «Вальс» А. Цыганкова и «Танго» А. Кугаевского, Ирина Гладкая – обработку японской народной песни «Сакура» В. Сибирского, этюд ре минор Л. Розина, «Остинато» В. Зелёного и комплекс гамм к техническому зачёту.

– В проекте «Новые имена» участвуем второй раз, второй раз проходим во второй тур, второй раз и на мастер-классе, – говорит музыкальный педагог Лариса Поспелова. – Как проходит подготовка к участию? Это же, на самом деле, постоянный процесс: для ребёнка, нацеленного серьёзно заниматься музыкой, каждое занятие – и есть подготовка к выступлению. А мастер-классы – это возможность и для меня, и для Виктории взглянуть на нашу работу свежим взглядом: может быть, мы чего-то не понимаем, может быть, в чём-то не так настойчивы, как надо бы.

Опыт Елены Забавской: рекомендации и личная история

– С самого начала я была очень увлечена и много занималась, – рассказывает Елена Забавская о собственном пути профессионального роста. – Я ведь не была виртуозом, которому всё давалось легко, мне приходилось много работать над техникой. В своё время меня очень вдохновила книга Генриха Нейгауза «Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога». Я отметила для себя ряд моментов и пыталась их достигать. Нейгауз, например, писал о том, что он нашёл такие туше (прикосновения), что мог одну и ту же мелодию исполнять разными тембрами. И я подумала: а почему на домре нельзя сделать то же самое? И вот пыталась искать какой-то свой звук, и, возможно, до каких-то моментов я дошла сама. И до сих пор я ищу, я всегда нахожусь в творческом поиске. Ну и, конечно, педагоги мне тоже многое передали.

– Вообще домра сложна именно тем, что красивый звук издать сложно, – продолжает ведущая мастер-класса. – Особенно детям. Но я заметила, что эту сложность дети перерастают. В училище их уже более профессионально учат, и они могут достичь такого уровня, что способны звучать не хуже академических инструментов. В школе же пока другой подход. Но я думаю, что и это преодолимо, и что будет расти число преподавателей, которые будут уделять внимание и этому вопросу. Я очень верю в свой инструмент, верю, что он может хорошо звучать.

– Я считаю, что музыканту, который пришёл ко мне на мастер-класс, нужно дать именно то, в чём он нуждается прямо сейчас, – отмечает Елена Забавская. – Чтобы сначала развить то, чего не хватает, а потом потихоньку наращивать остальные моменты. Одного занятия, конечно, не достаточно, поэтому мастер-классы – это всегда больше для педагогов. Вот если они запомнят то, о чём мы здесь говорили, если будут над этим работать с учащимися в классе, то они обязательно придут к нужному результату.

Мастер-классы по специальности «Фортепиано» вёл Эльмар Гасанов, преподаватель одного из лучших музыкальных вузов не только России, но и мира – Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. Подробнее об этом мероприятии здесь.

Мастер-классы для художников проводила Мария Маркелова, член Союза художников России, «Международной ассоциации изобразительных искусств» – АИАП ЮНЕСКО, Международного художественного фонда. Подробности на сайте филармонии.

Текст: Ирина ГЮНТЕР
Фото: Елена АСТАФЬЕВА