И дети, и педагоги отметили, что получили бесценный опыт
22 сентября в Томске с юными музыкантами и художниками работали столичные педагоги. Мастер-классы состоялись в рамках VIII фестиваля «Денис Мацуев и друзья».
Домристы занимались в Камерном зале Томской филармонии, пианисты – в Органном, на время обучения инструментом последних стал рояль премиум-класса «Стенвей», на котором в разное время играли многие известные артисты, включая Дениса Мацуева.
Мастер-классы по специальности «Фортепиано» вёл Эльмар Гасанов, преподаватель одного из лучших музыкальных вузов не только России, но и мира – Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского.
Участниками стали учащаяся 4-го класса ДШИ города Стрежевого Анна Шнайдер, учащийся 7-го класса Томского музыкального колледжа им. Э. Денисова Андрей Копаница, учащийся 9-го класса (по 8-летней предпрофильной программе) ДМШ №2 Дмитрий Голиков, учащаяся 6-го класса ДШИ № 3 Алина Афанасьева, учащаяся 6-го класса ДШИ № 5 Мария Бутырина и учащийся 5-го класса ДШИ №1 им. А.Г. Рубинштейна Александр Буркаев.
Ребят сопровождали их педагоги: Ирина Боголюбова, Наталия Петрова, Наталья Колотвинова, Дарья Махтаева, Ирина Филенкова и Елена Губина.
Андрей Копаница, Алина Афанасьева и Мария Бутырина уже становились стипендиатами Фонда «Новые имена». Забегая вперёд скажем, что в 2023 году Алина Афанасьева вновь продемонстрировала высокий уровень исполнительского мастерства и во второй раз стала стипендиатом Благотворительного фонда «Новые имена» имени Иветты Вороновой.
Рекомендации для молодых пианистов
На мастер-классах звучали соната фа мажор № 21 Й. Гайдна, пьеса-фантазия соль минор С. Рахманинова, сонатина М. Клементи, «Юмореска» В. Косенко, прелюдия ре минор И. Баха из «Хорошо темперированного клавира», соната Л. Бетховена (опус 22), фантазия фа-диез минор Ф. Мендельсона и другие произведения.
Вот лишь несколько универсальных рекомендаций Эльмара Гасанова, данных разным ученикам:
«Не нужно лишних движений ни кистью, ни корпусом».
«Палец должен двигаться к следующей нотке по кратчайшему пути».
«Мягче передавай звук от пальца к пальцу».
«Нужно быть внимательнее к нотному тексту, ко всем содержащимся в нём подсказкам».
«Хочется почувствовать настроение с самого начала, а не догадываться».
«Выражая в музыке те или иные эмоции, внутри нужно сохранять полный контроль над игрой».
«Надо стараться, чтобы в игре было больше красок. Это, наверное, одна из самых сложных задач для всех пианистов».
«Не бойся, звучи! Пиано у Рахманинова – это совсем не то же пиано, что у Гайдна».
Мастер-классы – это, прежде всего, школа для педагогов
– Мастер-класс очень понравился! – говорит преподаватель Томского музыкального колледжа имени Э.В. Денисова Наталия Петрова. – Работа проходила в доброжелательной атмосфере, очень много полезной профессиональной информации, бесконечное терпение педагога, удивительный такт. Зарядились творческой энергией, фантазией! Большое спасибо! Вдохновились, воодушевились на работу.
– Не всегда есть возможность посещать мастер-классы преподавателей такого высокого уровня, для меня это «школа», и я очень этому благодарна! – подчёркивает Ирина Боголюбова, преподаватель ДШИ города Стрежевого.
– Конечно, мы безумно рады были попасть на мастер-класс к Эльмару Вагифовичу, он очень хорошо чувствует детей и помогает раскрыть их способности, – отмечает преподаватель ДШИ № 5 Ирина Филенкова. – Хочется больше таких мероприятий в году, это стимул для детей и педагогов для дальнейшего творческого процесса.
– В детской музыкальной школе одни требования, на мастер-классе – другие, более высокие, – продолжает педагог. – Например, раскрывать характер музыки, её настроение – это непростая задача для детей в силу их небольшого жизненного опыта, но мы будем учиться! Для этого нужно больше внимания уделять общению с ребёнком на тему содержания произведений, их эмоциональной составляющей, развивать образность мышления.
– Мне очень понравилось заниматься с Эльмаром Вагифовичем, – делится участница мастер-класса, стипендиат «Новых имён» 2023 года Арина Афанасьева. – Он дал мне новую технику игры на фортепиано. Посоветовал некоторые полезные приёмы.
О самом важном в работе с детьми
В целом Эльмар Гасанов тоже доволен проделанной в Томске работой.
– Я считаю мастер-класс удачным, если вижу «хоть какой-то минимальный результат», – объясняет Эльмар Гасанов. – Если мы чего-то смогли добиться на уроке. Это, конечно, сложно. Ведь на то, чтобы перестроиться, всегда нужно время. Мне кажется, что сегодня со многими ребятами мы достаточно продуктивно позанимались.
– Для меня очень важно, чтобы ребёнок увидел, как ещё может звучать произведение, которое он исполняет, – продолжает Эльмар Вагифович. – Важно донести свои мысли насчёт того или иного сочинения и выслушать мнение ученика. Важно дать повод призадуматься, по-новому взглянуть на свою игру, вдохновить на дальнейший творческий поиск.
Дети привыкают к своим педагогам, даже к самым лучшим, а педагоги – к детям. И каких-то вещей могут не замечать, каким-то не придавать должного значения, какие-то – игнорировать. Мастер-класс – это возможность взглянуть на свою работу со стороны.
– Я и сам периодически смотрю мастер-классы своих старших коллег, слушаю исполнения, – раскрывает собственные секреты профессионализма Эльмар Гасанов. – Кроме этого я играю, правда, не так много, как раньше – сейчас очень много педагогической работы, но, тем не менее, чтобы не терять форму, я иногда выступаю, и, соответственно, готовлюсь к таким выступлениям.
С домристами работала Елена Забавская, доцент Российской академии музыки им. Гнесиных. Подробнее о том, как проходили эти мастер-классы здесь.
Мастер-классы для молодых художников проходили в Губернаторском колледже культуры и искусств, их проводила Мария Маркелова, член Союза художников России, «Международной ассоциации изобразительных искусств» – АИАП ЮНЕСКО, Международного художественного фонда. Читайте о них здесь.
Текст: Ирина ГЮНТЕР
Фото: Елена АСТАФЬЕВА и Ксения ЧЕЧЕЛЬНИЦКАЯ