Солистка Томской филармонии Елена Серова споет на сцене Колонного зала Дома Союзов в Москве
Когда слышишь, как знакомые мелодии «Я помню вальса звук прелестный!», «Обойми, поцелуй, приголубь, приласкай», красиво выпевают молодые иностранцы, то понимаешь, что у русского романса есть не только прошлое, но и настоящее, есть то, что близко и понятно всем. И это универсальная составляющая – любовь. О любви, неразделенной и взаимной, о предчувствии любви, о первом чувстве и первом свидании, о любовной тоске пели участники Сибирского тура XXVII международного конкурса исполнителей русского романса «Романсиада-2023».
Для испытаний в красоте и силе голоса, в технике и артистизме организаторы конкурса, в число которых входят администрация Томской области, департамент по культуре Томской области, Томская областная государственная филармония и Московский «Дом Романса», пригласили молодых певцов Сибири и Дальнего Востока.
В Томске этот конкурс проводится с 2001 года, и за два десятилетия он дал путевку на большую сцену многим молодым талантам, которые сегодня уже считаются ведущими солистами оперных театров России. Можно вспомнить и Анастасию Лепешинскую, и Юлию Перетокину, и Сергея Кузьмина, и Виктора Дитенбира, и Валерию Вайгант (она пела в чешских театрах). «Романсиада» тем и привлекает молодых исполнителей, что становится стартовой площадкой для будущей карьеры.
В этом году в оргкомитет конкурса поступило 54 заявки от вокалистов из семи регионов страны, самый дальний участник приехал с Сахалина – Вера Манило представляла город Оха, расположенный на севере острова. Почти половина из конкурсантов – юные певцы, от 10 до 16 лет. Отборочные прослушивания проходили в два тура в Органном зале – зале с прекрасной акустикой, которая дает возможность раскрыть природу певческого дара. На сцену Большого концертного зала Томской филармонии, в котором собирается более тысячи зрителей, уже вышли лауреаты и дипломанты конкурса.
Отличительная особенность Сибирской «Романсиады» этого года – поиски нового репертуара. Наряду с часто исполняемыми «Жаворонком» М. Глинки на слова Н. Кукольника, «Мне минуло шестнадцать лет» А. Даргомыжского, «Право, маменьке скажу» и «Отвернитесь, не глядите» А. Гурилева, «Соловей» А. Алябьева, «Средь шумного бала» П. Чайковского, которые звучали и на этот раз, конкурсанты обратились к романсам, не столь запетым или незаслуженно забытым.
Так, студенты Новосибирской консерватории Никита Гражданкин и София Коцюруба исполнили романсы, которые давно не звучали на конкурсных прослушиваниях в Томске — П. Чайковского «Хотел бы в единое слово…» на стихи Г. Гейне (перевод Л. Мея) и «Нимфу» Н. Римского-Корсакова на стихи А. Майкова. При этом оба продемонстрировали хорошую вокальную технику. Слушатели наградили их искренними аплодисментами, а жюри во главе с народной артисткой России Людмилой Травкиной, назвало Софию – «Мисс Романсиада», вручив специальный диплом.
Выбор романса на конкурс – дело очень ответственное, ведь надо показать не только вокальную технику, но и артистизм, то есть прожить историю, понимать, о чем поешь. Поэтому педагоги вместе с молодыми конкурсантами очень тщательно отбирают музыкальный материал.
— Мы песни, как платья, примеряем, — открывает секрет Людмила Попова, руководитель музыкально-хоровой школы Дворца творчества детей и молодежи Томска. – Иногда по голосу не проходят, иногда – слова не ложатся на психофизику ребенка. Ведь почти все романсы про любовь. Поэтому и спрашиваю перед тем, как разучивать: «Ты уже влюблялся или влюблялась»?
Искренность, по словам педагога, — отличительная черта нынешнего молодого поколения. «Они могут прийти на занятия и сказать: «Людмила Петровна, я влюбилась». Раньше дети стеснялись выражать так открыто свои чувства».
На «Романсиаду-2023» Людмила Попова подготовила трех конкурсантов. Дарья Протопопова заняла третье место, а Кирилл Герасимов получил специальный диплом «Достоинство романса». Оба действительно показали и достоинство, и красоту романса. Кирилл создал благородный и романтичный образ в «Возвращении романса» О. Фельцмана, а образ лирической героини романса А. Даргомыжского «Мне минуло шестнадцать лет» почти полностью совпал с характером Дарьи.
— Во втором туре я пела о девочке, которая в полночь достала зеркало и гадала на жениха, у нее это не получилось, она расстроилась, заснула, ее пробудил день. В романсе так и поется: «День, подкравшись, пробудил спящую плутовку». Я хотела спеть так, чтобы все улыбнулись, — так своими словами пересказала содержание романса «Гадание» Ася Глазырина, 11-летняя ученица Первомайской школы искусств.
Ася не только во втором туре, но и на гала-концерте исполнила романс Гурилева. Она уже во второй раз принимает участие в «Романсиаде» и второй раз становится обладательницей диплома I степени в номинации «Надежды Романсиады». На этот раз она выступала еще и в дуэте с Валерий Барило, спев «Жаворонка» М. Глинки и «Вальс» П. Чайковского из «Детского альбома».
— В «Вальсе» я не могу не танцевать, даже если я упаду со сцены, — признается Ася. — Мне говорят, что это ошибка, говорят, что не надо танцевать, но тело само начинает двигаться в такт музыке. Я даже подпрыгиваю.
— А у меня появляется легкость во всем в теле, когда пою, и мне тоже хочется танцевать. Мне кажется, это композитор так придумал, чтобы все испытывали радость, — делится своими ощущениями Валерия Барило.
Такой же искренностью и радостью подкупила сердца слушателей и жюри самая юная участница конкурса – Ая Исмагилова, воспитанница Ларисы Сальниковой, ученица Детской школы искусств № 1 им. А. Рубинштейна г. Томска. Ей выпала не простая миссия – открывать конкурс. И ее дебют на «Романсиаде» более чем успешен – она стала лауреатом I степени (вместе с Асей) и исполнила для тысячи томичей романс «Сарафанчик» А. Гурилева.
— Маленькие исполнители тронули душу своей непосредственностью, — делится впечатлением от отборочных туров слушательница Татьяна Чернова. – Я очень люблю романс. И поэтому захотела услышать живое исполнение.
— Мне понравились певцы из Китая. Видимо, они учатся в России. Очень хорошо спели. У них, конечно, акцент, но как прекрасно они поют! Очень приятно, что они изучают русскую культуру, русский язык. И так прониклись русским романсом! – не скрывала своего восхищения от выступления Сяо Циня и Ю Чжоу Светлана Костиленко.
Ее восторг разделило и жюри. Ю Чжоу занял II место, а Сяо Цинь получил диплом I степени. Оба порадовали слушателей гала-концерта: Ю спел «Обойми, поцелуй» М. Балакирева, а Сяо – «Снова, как прежде, один» П. Чайковского.
Цинь и Чжоу тоже дебютанты Сибирской «Романсиады». К конкурсу их готовил Дмитрий Суслов, профессор кафедры сольного пения, заведующий кафедрой музыкального театра Новосибирской консерватории. Он же был и членом жюри.
На вопрос, что для них русский романс, оба ответили: «Любовь». Ю Чжоу добавил, что петь его трудно, особенно пропевать согласные «л», «ш», «х». Ведь этих звуков нет в китайском языке.
— Я сначала перевел текст, потом на этот сюжет выдумал свою историю, — признался Ю. – в романсе «Мне грустно» на стихи Лермонтова герой грустный и разочарованный, поэтому я думал: серым дождливым днем я прощаюсь с девушкой навсегда. А вторая история другая – я представил себе солнечный пляж, и вот я лицом к лицу с моей любовью. Я хочу обнять ее и сказать, что мы не хотим грустить. Мы наслаждаемся этим прекрасным моментом.
Для остальных участников «Романсиады» сложными оказались классические романсы. Несмотря на то, что они, как правило, написаны на стихи великих русских поэтов – А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Кольцова, А. Плещеева.
В классическом романсе участники конкурса были менее свободны в артистическом проявлении, чем в салонном или городском. Прожить и представить историю, создать свой поэтический образ романсовой истории удалось не всем. Исключения составили Елена Серова, Денис Дорофеев, солисты Томской филармонии, которые выступали в номинации «Романсиада без границ», Ксения Головина, Надмит Надмитов, Дмитрий Ухнаев, студенты Новосибирской консерватории, и Елизавета Стародубцева, студентка Сибирского института искусств им. Хворостовского, соревновавшиеся в основной номинации «Романсиада». Все они вышли в финал и прекрасно выступили на гала-концерте.
— Меня учили проживать произведения, а не петь голые ноты, — сказала Елена после второго тура, отдавая должное своему педагогу Светлане Череповой. – Потому что голые ноты никому не интересны, какая бы великолепная техника ни была. Если не вкладываешь ничего – ничего не получишь. Классический романс с трудом дается молодым исполнителям, потому что помимо артистизма нужна вокальная техника. Если салонный романс не сложен в вокальном плане, его можно отыграть, даже не имея большого голоса, то в классическом, особенно у Рахманинова, Римского-Корсакова, Чайковского, нужно владеть вокальной техникой на высоком уровне.
Для конкурса она подготовила романс С. Рахманинова на стихи А. Пушкина «Не пой, красавица, при мне…» и «Старинный вальс» З. Левина и Л. Глазкова. Если первый она пела на выпускном экзамене в Институте искусств ТГУ, то второй, который требовал артистизма и тонкого вкуса, готовила вместе с концертмейстером, пианисткой Томской филармонии Светланой Чудаковой.
— Для меня это новый материл, — признается Елена. – До того, как вышла на конкурсную сцену, пела его пять раз на репетиции. Так что можно считать первым исполнением на публику.
Ее исполнение, близкое к манере Клавдии Шульженко, которая сделала романс «Старинный вальс» З. Левина популярным, жюри привело в восторг. После завершения отборочных прослушиваний к Елене Серовой подошла Оксана Петриченко, бессменный концертмейстер «Романсиады» и пригласила солистку Томской филармонии в Москву, на финальный тур «Романсиада без границ», который пройдет в апреле 2024 года.
Так что выступление на гала-концерте «Романсиады» в БКЗ можно считать первой репетицией перед Москвой. Елена пела вдохновенно и показала себя превосходной артисткой.
Вместе с ней на сцене блистал и еще один солист Томской филармонии Денис Дорофеев. Он уже не первый раз участвует в «Романсиаде», на этот раз он серьезнее подошел к выбору репертуара – и удача улыбнулась ему. Третье место в номинации «Романсиада без границ» его порадовало.
— У меня был выбор романса на первый тур. Из двух романсов противоположных по характеру, выбрал «Я опять одинок» Сергея Рахманинова, — рассказывает Денис. — Тут надо иметь в виду, что есть специфика: каждому голосу – свой композитор. Я это испытал на себе. Например, мне легче петь Рахманинова, нежели Чайковского. Заметил давно, и это правило работает. В выборе и подготовке романсов мне помогала Светлана Николаевна Чудакова. Концертмейстер – это первый советчик и друг певца. Концертмейстеры с опытным ухом хорошо слышат, как мы поем. И нам нужен этот взгляд со стороны.
На гала-концерте Денис Дорофеев, как когда-то Николай Басков, порадовал публику знаменитым романсом «Эй, ямщик, гони-ка к «Яру». Хотя чаще его поют баритоны, но есть версия и для теноров. И Денис на коде взял верхнее «ля».
Среди многих традиций Сибирской «Романсиады» — одна сохраняется неизменно вот уже 22 года. Члены жюри не только награждают победителей, но и поют вместе с ними и для них, показывая мастер-класс. Так было и на этот раз. Томская публика услышала великолепные голоса Людмилы Травкиной, Александра Белопашинцева, доцента кафедры вокального пения и оперной подготовки Сибирского института им. Д. Хворостовского, солиста Красноярского духового оркестра, Дмитрия Суслова, лауреата национальной театральной премии «Золотая маска». Им аккомпанировала еще один член жюри – лауреат международных конкурсов Оксана Петриченко.
В заключении на сцену вышел победитель «Романсиады-2012», ведущий солист театра «Градский Холл» Эмиль Кадыров. Он поздравил всех лауреатов и дипломантов, вспомнил, как сам волновался и как впервые выступал в Москве, как его буквально за руку вывела на большую сцену Галина Сергеевна Преображенская, «мама» Романсианы. Он приветствовал ее с томской сцены. К сожалению, по состоянию здоровья Галина Сергеевна не смогла приехать в Томск, но благодаря онлайн-трансляции она видела, как ее «дети» выросли и встают «на крыло». Эмиля ждали поклонники его таланта, и он ответил им взаимностью, исполнив романсы и песни. Под заключительную песню «Синее безмолвие» зал встал аплодируя и Эмилю Кадырову, и всем лауреатам Сибирского тура «Романсиада-2023».
Текст: Татьяна ВЕСНИНА
Фото: Ксения ЧЕЧЕЛЬНИЦКАЯ