21 февраля в Органном концертном зале Томской филармонии состоится концерт молодого, но уже достаточно известного творческого дуэта мамы и дочки. В программе собственный пересказ на органе фрагментов сюиты Грига «Пер Гюнт», фантазия Моцарта, написанная для музыкальных часов, и многое другое.
Ведущая органистка Сибири, профессор Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки Наталья Багинская выступит вместе со своей дочерью, выпускницей Новосибирской консерватории, лауреатом международных конкурсов Анной Багинской. В преддверии концерта мы поговорили о том, как сложился дуэт, о его новой программе и об академическом исполнении. Вспомнили и период, когда Наталья Багинская фактически была хранительницей томского духового органа.
Слушатели привыкли к тому, что органисты иногда играют дуэтом, и что такие дуэты обычно образуются по случаю. Наталья, расскажите, пожалуйста, как сложился ваш с Анной дуэт и насколько серьёзные у вас планы?
– У нас всё началось по случаю, а закончилось созданием самого настоящего дуэта, который достаточно активно концертирует и постоянно расширяет свой репертуар.
Дело в том, что музыканты, помимо того, что играют сольно, очень любят жанр совместных музицирований. Иногда, например, когда случаются рождественские концерты, хочется предложить слушателю что-то необычное. И тогда делаются переложения известных оркестровых произведений для двух органистов, ведь у двух исполнителей гораздо больше возможностей для того, чтобы произведение прозвучало в максимально приближенной к оригиналу версии.
И вот мы с Анной сначала делали и исполняли такие переложения. Совместная игра оказалась настолько увлекательной, что мы начали включать в репертуар оригинальные произведения для органных дуэтов и дуэтов органа и фортепиано.
Одним из первых таких произведений для нас стали Вариации на старинную немецкую песню австрийского композитора Ханса Хозельбёка. Их мы, кстати, исполним в Томске. В оригинале это произведение написано для органа и чембало, но и с роялем оно звучит не менее интересно. Так, от музыки, которую мы исполняли по случаю, мы перешли к изучению жанра органного дуэта, а также дуэта органа и фортепиано.
Сама же история существования органных дуэтов, кстати, весьма давняя. Первые органные дуэты появились в Италии в эпоху барокко, когда в больших соборах устанавливали несколько органов, поочерёдное звучание которых создавало стереоэффекты. Современные композиторы тоже нередко обращаются к жанру дуэтов для двух органистов, для двух органов или для органа и клавишного инструмента.
Мы дружим со многими музыкантами, чьи дети продолжают традицию родителей, и семейные дуэты – это, в принципе, достаточно распространённое и естественное явление. В нашем случае уникальность в том, что орган – инструмент редкий, да и органный дуэт как жанр пока не очень популярен в нашей стране.
Мне очень приятно играть вместе с Аней. Во-первых, она очень талантливый человек и очень чуткий музыкант. Во-вторых, понимает меня без слов. С ней можно специально не проговаривать какие-то вещи, она буквально на лету ловит все идеи, и, наверное, в этом как раз и заключается лёгкость игры с кем-то из друзей или родных. Потому что находишься на одной волне. Можно много не говорить, а просто музицировать.
Наталья, какова концепция программы, которую вы исполните в Томске?
– Мы решили показать пятивековую историю органного искусства, те произведения, в которых орган выступает, может быть, не очень обычно. Сольно звучащий орган сегодня уже никого не удивляет. Поэтому мы решили представить его с другого ракурса и посмотреть, как складывалось ансамблевое музицирование на органе.
Я уже сказала, что эта традиция появилась в Италии, и в свою программу мы включили произведение итальянского композитора Людовика да Виадана «Бергамаска». Это произведение могло исполняться группами духовых инструментов, размещённых в разных частях церкви, а могло и на двух органах. В отличие от итальянских барочных органов, которые в большинстве своём были одномануальные, то есть, с одной клавиатурой, современные инструменты имеют как минимум две, а то и более клавиатур. Поэтому технически подобные произведения можно исполнить на одном органе в четыре руки.
Исполним Концерт Георга Фридриха Генделя в переложении для двух органистов. Гендель писал оратории – многочастные монументальные сочинения. В перерывах между частями могли исполняться концерты для органа-позитива с оркестром. Этот жанр был очень популярным. Мы исполним концерт Си бемоль-мажор в 4-х частях в переложении для двух органистов.
Орган – уникальный инструмент. Он не только обладает собственным неподражаемым звучанием, но и способен подражать звучанию оркестровых инструментов. Мы сделали несколько переложений известных произведений Эдварда Грига «В пещере горного короля» и «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» № 1, «Песню Сольвейг» из Сюиты «Пер Гюнт» № 2. Как нам кажется, они прекрасно звучат на органе. А вообще, в XIX веке была такая замечательная традиция играть парафразы – пересказывать на органе или рояле произведения, которые были написаны для оркестра. Ярким примером здесь может служить Фантазия и фуга Ференца Листа на тему хорала «Ad nos, ad salutarem undam» из оперы Джакомо Мейербера «Пророк». Лист услышал эту оперу в Париже. Потом приехал в Германию и написал сочинение на тему из этой оперы, которое, по сути, было музыкальным пересказом услышанного. И такие пересказы в то время были очень популярны, потому что не все могли поехать в Париж, чтобы услышать это гениальное произведение в оригинале. Вообще у Листа есть ряд органных версий сочинения, предназначенных для оркестра. Например, Хор пилигримов из оперы «Тангейзер» и много других произведений. Так что исполнение на органе оркестровой музыки в романтическую эпоху было вполне обычным делом.
Ещё одно переложение, которое мы сделали сами – это «Перезвоны» из цикла «Зарисовки» Валерия Гаврилина. В оригинале оно написано для рояля, исполняется в 4 руки. Когда мы только попробовали сыграть его на органе, нам очень понравилось, теперь хотим посмотреть, насколько это понравится слушателям.
Фантазия фа-минор Вольфганга Амадея Моцарта была написана для музыкальных часов. Это устройство, объединяющее в себе часы и духовой инструмент, по сути, мини орган, само исполняло музыку. Музыкальные часы появились в начале XVII века, особую популярность они приобрели в Германии и Швейцарии, музыку для них писали лучшие композиторы своего времени. Кстати, именно благодаря этому изобретению у нас появилась музыка для органа тех композиторов, которые для этого инструмента фактически не писали, но писали для музыкальных часов. Например, Йозефа Гайдна и Людвига ван Бетховена. Сегодня мы можем исполнять эту музыку практически в оригинальном варианте. Поскольку эта музыка была написана не для концертного исполнителя, то при расшифровке выяснилось, что одному человеку сыграть её без потери каких-то голосов достаточно сложно. Поэтому сегодня она чаще всего исполняется органными дуэтами.
Будут и оригинальные сочинения для органа: Вариации на пасхальную тему «O filii et filiae» для органного дуэта Джона Раттера. Вариации были написаны не так давно, в 1986 году, и представляют собой очень интересную трактовку средневекового гимна.
Ещё один дуэт для органа и рояля – Чилийская фантазия Ханса Андреа Штамма. Штамм – наш современник. В последнее время у него появляется большое количество разных произведений для органа или для органа с какими-то музыкальными инструментами. В своих сочинениях он объединяет элементы разных культур. Одним словом, он расширяет географию музыкального языка за счёт фольклорных элементов, здорово использует разные гармонии и ритмы. Его музыка всегда заряжает позитивом, даже если написана в миноре. И мы очень хотим познакомить с ней слушателей Томска.
Ещё я немного поиграю сольно.
Наталья, когда говорят о вас, всегда подчеркивают вашу безупречную академическую манеру исполнения. Имеется в виду, что вы играете максимально приближено к тому, как эти произведения, возможно, играли бы сами авторы?
– Академический стиль – это знание традиций плюс воспитание своего собственного яркого стиля. Поскольку я преподаю в консерватории, я очень много внимания посвящаю именной изучению традиций. И, как и другие преподаватели, обучаю этому своих студентов. Мы изучаем исторические стили, насколько это возможно на сегодняшний день. Если, к примеру, это музыка барокко, мы обращаемся к трактатам и описанию инструментов тех времён. Не зная каких-то базовых вещей о творчестве тех или иных композиторов, можно ошибиться в регистровке и так далее. Точно воспроизвести авторский замысел мы, конечно, не можем. И даже не можем представить, как думали люди того времени. Но опираясь на какие-то факты, мы можем попробовать показать идею. Только на базе знаний воспитывается собственный исполнительский стиль. Такая линия академического исполнения мне очень близка.
Причём я играю музыку абсолютно разных времён. И современных композиторов тоже очень люблю. Считаю, что сегодня самая серьёзная органная традиция во Франции. То, что сейчас создаётся во Франции, это просто феноменально! И в особенности такое пока мало знакомое в России направление как импровизация. Французские импровизации – это что-то совершенно уникальное и неповторимое. Я иногда играю в своих программах транскрипции импровизаций. И всегда вижу по реакции публики, что эта музыка трогает до глубины души. Эти транскрипции для меня иногда специально делают мои друзья, сами замечательные импровизаторы. Просто иногда импровизации настолько совершенные и вдохновенные, что хочется услышать их ещё раз. А это возможно только если записать их нотами.
Также иногда я играю переложения, в том числе и собственные, но всё же музыка, написанная именно для органа, мне наиболее близка. Мне кажется, что собственно органного репертуара очень много. А так как в разных странах свои традиции, то и музыка очень разная. Академическая традиция очень сильна своим гениальным багажом, с которым хочется знакомиться самой и знакомить слушателей. Это неисчерпаемый источник для вдохновения и для тех, кто за инструментом, и для тех, кто в зале.
Наталья, вы очень хорошо знакомы с томским духовым органом. Какое место он занимает в вашем сердце? Скучаете ли вы по нему и по Органному залу Томской филармонии?
– Я очень часто вспоминаю, что был такой период – примерно с 2004 года по 2010–2011 – когда я фактически была солисткой филармонии. Это был очень яркий период в моей жизни, был такой бурлящий творческий процесс, в котором участвовала не только я, но и мои коллеги, и мои студенты. Они открывали для себя Томск, а томские слушатели открывали для себя новых исполнителей и новую музыку.
Конечно, я скучаю. Приезжаю всегда с огромным удовольствием. Я, правда, очень люблю этот зал. Он и красивый, и какой-то уже такой родной, где, кажется, сами стены помогают. И, конечно, орган очень хороший. Но главное – это томская публика. В те годы мы привозили очень много разных программ и, порой, очень непростых. И все наши эксперименты томская публика всегда встречала на ура. Поэтому когда меня спрашивают про Томск, я всегда говорю: в Томске очень интеллектуальная публика, внимательная и открытая новому. С некоторыми слушателями, которые не являлись музыкантами, после концерта мы совершенно свободно могли обсудить даже регистровки.
КУПИТЬ билет на концерт «Орган в 4 руки» можно и «Пушкинской картой».
Текст: Ирина ГЮНТЕР