Однажды Чайковского пригласили стать крестным отцом. Просила его ученица, Анна Левенсон. Предложение композитор принял, но отказался присутствовать на обряде. Чайковский сослался на то, что у него «много спешной работы, да к тому же страшно боюсь держать в руках новорожденных детей».
Степень почитания и восхищения своим учителем у Анны Яковлевны была такой, что своего первенца она называла в честь Петра Ильича. Увы, Петруша скончался в младенчестве. О чем молодая мама сообщила композитору, тот ответил в письме: «всю ночь проплакал».
Переписка между Чайковским и Левенсон прекратилась в момент смерти композитора. А в 1900 году ученица композитора вслед за мужем приехала в Томск – профессора фармации Николая Александрова пригласили возглавить кафедру в Томском императорском университете.
В Томске стал часто звучать Чайковский. Блестящая пианистка Левенсон-Александрова стала активной участницей концертов, которые устраивало Российское императорское музыкальное общество.
Тогда в Томске еще не было органа. Не было и транскрипций сочинений Чайковского для короля музыкальных инструментов, которые англичанин Лемар только начнет создавать.
А век спустя в студенческой столице Сибири появится традиция исполнять музыку Петра Ильича на духовом органе. 3 июля в Органном зале Томской филармонии концерт «Чайковский на органе. 2.0». Он входит в филармонический фестиваль «Летние вечера в Органном зале». При покупке билета вводите промокод ЛЕТО-2024 и экономьте до 20 %. Концерт доступен в рамках федерального проекта «Пушкинская карта».