Выступление МАСМ приблизило Томск к «Исповеди» Эдисона Денисова.
12 декабря в БКЗ состоится концерт-перформанс «Исповедь» (к 95-летию со дня рождения Э.В. Денисова). Проект Томской филармонии и Регионального отделения ООГО «Российский фонд культуры» в Томской области станет мировой премьерой сочинения знаменитого композитора, рожденного в Томске.
Мероприятие завершит Всероссийский фестиваль современной музыки DENISOV, который Томская филармония проводит с марта 2024 года. 13 и 14 ноября Томск посетил знаменитый Московский ансамбль современной музыки с двумя концертами «Дело молодых» и «Окно времени». Ансамбль, который считает Эдисона Денисова своим основателем, фактически подготовил слушателей к восприятию проекта по балету Денисова «Исповедь».
«Дело молодых» в Томске
Хотя такой задачи музыканты не ставили перед собой. Каждый из концертов имел свою программу и был самодостаточен. Но парадокс объясняется тем, что они настроили томичей на особую красоту музыки, которая связана с экспериментом. Камерные сочинения, созданные в разные периоды ХХ и XXI веков, обнажили «ген» современной музыки. Кроме того, экспериментальным стало и пространство – на первом концерте слушатели расположились на сцене Большого концертного зала, в непосредственной близости к исполнителям.
Проект «Дело молодых», родившийся два года назад как инициатива МАСМа и Союза композиторов России, был поддержан Министерством культуры Российской Федерации. В 2024 году программа вышла за пределы столицы и гастроли МАСМа прошли в Казани, Красноярске, Калининграде, Екатеринбурге и Перми. Томск также был включен в гастрольную карту.
– Мы всегда рады приезжать на родину Эдисона Денисова, основателя нашего ансамбля и моего учителя, – сообщила, открывая концерт, директор ансамбля, музыковед Виктория Коршунова. – В этом году исполнилось 20 лет, как мы впервые выступили в Томске.
Свое «юбилейное» выступление Московский ансамбль современной музыки начал с фортепианного трио № 1 до минор Дмитрия Шостаковича, которое композитор написал в 17 лет, будучи охваченный первой юношеской любовью к пианистке Татьяне Гливенко. Его исполнили Михаил Дубов (фортепиано), Ольга Демина (виолончель) и Евгений Субботин (скрипка).
Выбор этого произведения, равно, как и других, был продиктован целью проекта – представить публике сочинения молодых российских композиторов, а также юношеские сочинения известных мэтров современной академической музыки. Отличительной чертой проекта является то, что все пьесы были написаны композиторами в возрасте до 35 лет.
– Вместе с Союзом композиторов мы создали проект, в котором музыка молодых авторов гармонично сочетается с партитурами, написанными как 50, так и 70, и даже 100 лет назад, но композиторами в возрасте до 35 лет. Мы исполняем произведения Шостаковича, Прокофьева, Мосолова, Шнитке и Денисова – классиков отечественной музыки, – пояснила Виктория Коршунова. – В Томске мы исполнили ранние сочинения Альфреда Шнитке – Фугу для скрипки соло и «Вариации на обретение жилища» Леонида Десятникова, которые он создал в 35 лет по поводу получения квартиры.
В каждом концерте «Дела молодых» московский ансамбль обязательно представляет произведения авторов из тех регионов, где проходят концерты. В Томске такими авторами стали Эдисон Денисов и Георгий Дорохов.
Основатель МАСМ и один из лидеров музыкального авангарда второй половины ХХ века Эдисон Денисов был представлен Сонатой для флейты и фортепиано, написанной в 1960 году, когда автору исполнился 31 год. «Хотя Соната – не типичная для Денисова музыка, он только искал свой стиль, свой почерк. Еще ощутимо влияние Шостаковича, но уже здесь композитор пытается вдохнуть новую жизнь в жанр сонаты», – предварила ведущая прекрасное исполнение. Что интересно, за роялем сидел Михаил Дубов – именно с ним было записано на диск это произведение в 1994 году под наблюдением автора. Партию флейты исполнил Константин Ефимов, который не так давно работает в составе МАСМ и впервые приехал в Томск в составе ансамбля.
Георгия Дорохова в определенном смысле можно назвать музыкальным «внуком» Денисова. Так как в Московской консерватории учился у Владимира Тарнопольского, которому композицию преподавал Э.В. Денисов и сыграл заметную роль в формировании композиторского стиля. «В начале XXI века Дорохов стал одним из лидеров молодого поколения радикального авангардизма, и ни один фестиваль современной музыки не обходился без его остроумных перформансов», – так говорят о нашем земляке в Союзе композиторов России. Увы, Георгий Дорохов ушел от нас молодым, не дожив до 30 лет. Но за свою короткую творческую жизнь он успел сочинить более 50 произведений.
Опус «Элементарные частицы» впервые в Томске прозвучал в 2007 году, когда Дорохов стал дипломантом Первого международного конкурса молодых композиторов им. Э. Денисова EDES (Томск–Москва), который проводил Томский музыкальный колледж. И тогда, и на концерте «Дело молодых» «Элементарные частицы» звучали в исполнении МАСМ. На вечере 13 ноября это необычное сочинение исполнили Константин Ефимов (флейта), Олег Танцов (кларнет), Михаил Дубов (фортепиано), Евгений Субботин (скрипка) и Ольга Демина (виолончель).
Необычным и непривычным оно могло показаться для тех, кто впервые слушал и наблюдал «Элементарные частицы». Постукивание по декам скрипки и виолончели, движение смычка у подставки и «талии» скрипки, вдувание воздуха в эфы скрипки, отрывистые звуки препарированного фортепиано, нетипичные пиццикато, резкие и, напротив, тихое выдыхание в отверстия флейты и кларнета – словом, нестандартные способы звукоизвлечения приводили к созданию атмосферы таинственности, загадочности, рождали образы дома с привидениями, пустынной темной улицы, даже постапокалиптической Вселенной. О стиле Дорохова наиболее точно написал его близкий друг и композитор Владимир Горлинский: «Гошина музыка на самом деле очень страстна и романтична: он и сам был романтиком из XIX века, и его ранний уход лишь подтверждает это».
О музыке другого молодого композитора, чье произведение было исполнено на концерте, Артема Цёся написано пока мало. Но она уже звучит в исполнении такого коллектива, как МАСМ, что само по себе говорит о многом, это знак качества музыки. В Томске было представлен его квинтет для флейты, кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано «Бай». «Обратите внимание, как композитор работает с фольклорным материалом», – заметила Виктория Коршунова перед исполнением. Бай в белорусском фольклоре – это существо, живущее в избе, которое ночами неслышно бродит и своим мелодичным пением убаюкивает детей, за что получает от благодарных хозяев молоко и кашу. Музыка же рассказывает немного жутковатую историю, в ней тревожно скрипят двери и половицы, и пространство наполняется страхами.
Музыка белорусского композитора, который еще только учится в Московской консерватории, завершала музыкальную панораму «молодых» сочинений отечественных композиторов.
Когда распахнули «Окно времени»
Музыка, как известно, универсальный способ путешествия во времени и по волнам памяти. Более того, она обладает способностью не только оживлять авторов сочинений (пусть на то короткое время), но делать их современниками слушателей. Ведь когда звучат григорианские хоралы, волею воображения мы оказываемся внутри средневекового готического храма где-нибудь в Европе.
Московский ансамбль современной музыки поступил точно наоборот: он пригласил музыку эпохи барокко в наши дни, впустив ее в наши сознание и чувства через «окно». Именно так можно объяснить название проекта «Окно времени». Он был задуман с целью «показать, что современная музыка не является чем-то неожиданным, а шедевры классики в свое время тоже были современным искусством».
Проект существует не первый год и позволяет музыкантам миксовать старинную музыку с современной в разных комбинациях.
– Программа исполнялась в различных городах и в различных составах композиторов, – сообщила директор МАСМ, музыковед Виктория Коршунова. – Суть программы в том, что барочная музыка и современная звучат вместе.
Программа была составлена в таком порядке, что в ней действительно гармонично соединились желание яркого представителя английской школы барокко Г. Пёрселла драматизировать инструментальную музыку, придать ей форму театральности в Трио-сонате соль минор и эксперименты в области авангардной музыки итальянца Джачинто Шелси в пьесе для флейты и кларнета. «Три контрапункта» из «Искусства фуги» И.С. Баха в транскрипции Олега Тонцова для ансамбля и яркий образец полистилистики ХХ века – «Коллаж на тему BACH» эстонского советского композитора А. Пярта. Барочные чувственные канцоны Д. Габриэлли и медитативный «Внутренний замок» для скрипки и виолончели литовца П. Васкса.
Принципы контраста, коллажа, дополнительности, с помощью которых сочетались произведения разных эпох, позволили обнаружить устойчивые тенденции в развитии музыки. Например, ее способность к философскому осмыслению пространства. Музыканты МАСМ, переосмысливая аутентичное звучание старинной музыки с помощью современных инструментов, дали и самому образу «окно времени» многомерное значение. Его можно было сравнить, то с рамой для картины, то со сценой, где разыгрывается музыкальная драма.
Для томского слушателя новая встреча с коллективом, который продолжает традиции Элисона Денисова, верен духу своего создателя, всегда благотворна. Концерт МАСМ – это окно в другое пространство, другое измерение.
Текст: Татьяна ВЕСНИНА
Фото: Елена АСТАФЬЕВА