12 декабря в Томске найдется 1 час 15 минут для того, чтобы оголить свои чувства. Именно такой хронометраж проекта «Концерт-перформанс «Исповедь», мировая премьера которого состоится в БКЗ.
Концерт-перформанс – это:
– 9 из 16 музыкальных сцен балета Денисова «Исповедь» (любимое сочинение композитора);
– современная хореография (не классический балет);
– страницы из романа «Исповедь сына века» Альфреда де Мюссе (скажите честно, кто читал?);
– видеоинсталяция;
– театральная светопартитура.
На сцене:
– Камерный состав Томского академического симфонического оркестра (дирижер – Игорь Берендеев);
– 14 танцовщиц студии современного танца «Кислород» (руководитель – Катерина Алексеенко);
– 18-летний актер Игорь Шевелев.
За сценой:
– режиссер проекта Василина Сыпченко;
– звукорежиссер Михаил Митяев;
– художник по свету Сергей Сумцов.
В зрительном зале – 1138 томичей, готовых к эксперименту.
Рассадка музыкантов, как в оркестровой яме, поэтому зрителям будут видны валторнисты и трубачи, которые обычно размещены в третьем ряду и скрыты за фигурами скрипачей, альтистов, виолончелистов, флейтистов, гобоистов, кларнетистов, фаготистов. На переднем плане – челеста.
Дирижер Игорь Берендеев не видит танцовщиц и актера. Музыка, танец и литературный текст живут параллельно. Каждый вид искусства оголяет чувства, о которых писал Денисов на основе книги Мюссе. При этом концерт-перформанс «Исповедь» – это единство всех составляющих: экрана с видеоинсталляциями, «броуновского» движения «Кислорода» (танца) и слова. Всё в движение приведет музыка. И сама музыка станет движением.
Соединяются исполнители в одной точке – сцена «Дуэт Октава и Бригитты».
На сцене не будет классического балета. «Кислород» покажет современный танец. Забудьте образ балерины на пуантах, которая крутит фуэте в 32 оборота. В томской «Исповеди» у танцовщиц вместо пуантов – босая нога, которая всей ступней плотно стоит на полу. Вместо точного рисунка – свободное движение тела, которое выражает пластику музыки, передает ее характер и настроение персонажей.
Пространство для танца – небольшая полоска сцены. И она диктует особенность хореографического высказывания. Ограниченное пространство визуально отражает чувства, которые герой ощущает в каждое мгновение: давление общества, скованность в проявление чувств, нерешительность, желание свободы и невозможность этой свободой воспользоваться.
Девушки будут двигаться под музыку, но их движения могут не совпадать с ритмом музыки.
Свобода импровизации дана и оркестру. Есть направление – в котором музыкант может выражать себя.
Именно в свободном движении, в импровизации и заключен смысл концерта-перформанса. То, что увидят зрители вечером 12 декабря, больше не повторится никогда. Потому что в следующий раз и музыканты будут играть по-другому, и балет будет исполнен с другой пластикой, и восприятие музыки и действа тоже будет иным.
Тысячный зал филармонии станет тем местом, где развернется действие балета «здесь и сейчас» – очень важная характеристика жанра перформанса. Поэтому каждый зритель будет вовлечен в представление.
Перформанс в переводе с английского «исполнение», «представление», «выступление». Впервые слово «перформанс» было употреблено в 1952 году композитором Джоном Кейджом при исполнении на сцене своего самого известного произведения – 4’33. Именно столько длилась тишина. Хотя на сцене были инструменты и музыканты. В афише этого концерта значилось: перформанс.
Мировая премьера концерта-перформанса «Исповедь» Эдисона Денисова стала возможной благодаря совместной работе Томской филармонии и Регионального отделения ООГО «Российский фонд культуры» в Томской области. Развитие современного искусства важная задача государства.