Здесь люди и музыка становятся друзьями...

Музыка необычной, удивительной красоты

«Всероссийские филармонические сезоны» подарили томичам новую встречу с пианистом Филиппом Копачевским.

В воскресенье, 13 апреля, Томский академический симфонический оркестр под управлением главного дирижера Игоря Берендеева сыграл концерт в рамках программы Министерства культуры Российской Федерации «Всероссийские филармонические сезоны». С оркестром выступил солист Московской филармонии, лауреат международных конкурсов Филипп Копачевский (фортепиано).

Два имени, дорогих сердцу каждого русского человека, были вынесены на афишу последнего концерта из филармонического абонемента «Персоны»Сергей Рахманинов и Сергей Прокофьев. Два произведения, которые сделали бы честь любому оркестру с мировой известностью, составили программу вечера – Концерт № 2 для фортепиано с оркестром С.В. Рахманинова и симфония № 5 С.С. Прокофьева.

Ожидание встречи с самым известным и, пожалуй, самым любимым сочинением Рахманинова можно было бы сравнить с ожиданием прихода весеннего тепла, с ожиданием желанных перемен в судьбе. И стоило только Филиппу Копачевскому извлечь из Стейнвея первые аккорды до минорного концерта, как «половодье чувств» затопило весь зал, и очистительная музыка коснулась души каждого слушателя.

Мягкое, нежное туше пианиста, и последовавшее через несколько мгновений нарастание рокочущих пассажей солирующего рояля, подхваченные оркестром, родили надежду, что Филипп Копачевский подарит «своего» Рахманинова – интеллигентного, тонкого лирика, но в то же время жесткого и волевого человека, много пережившего и возродившегося к любви и радости.

Знатоки прислушивались, новички удивлялись музыке необыкновенной красоты, которая для кого-то ассоциируется с просторами России, над которыми плывет колокольный звон, а для кого-то – с витальной силой весеннего преображения природы.

Творческое сотрудничество Томской филармонии с одним из топовых пианистов России продолжается более 10 лет. Любители классической музыки, наверняка помнят, как лауреат конкурса Чайковского выступал в Большом концертном зале сольно и с оркестром. В воскресный вечер томская публика увидела «не мальчика, но мужа» – зрелого исполнителя, яркого пианиста со своей неповторимой манерой игры.

Он не состязался с оркестром. На сцене царило чуткое и уважительное партнерство двух взрослых личностей. Да, оркестр под управлением Игоря Берендеева превратился в единый организм. Дыхание десятков музыкантов слилось, а сердца их бились в унисон.

Завершить абонементный цикл «Персоны» обращением к Пятой симфонии С. Прокофьева предложил инициатор этого проекта – Игорь Берендеев. В этом решении есть неоспоримая логика – в год 80-летия Победы, в Год Воинской славы исполнить произведение, которое писалось как «симфония величия человеческого духа».

Написанная в предпоследний год Великой Отечественной войны, когда масштаб мировой трагедии был ясен всем, как и ясен был исход сражения с немецкими захватчиками, симфония открывается эпическим повествованием, по сюжету и инструментальным красками похожим на протяжные исторические песни о былинных русских воинах и сражениях. Сегодня пафос композиторского замысла не кажется декларативным. Напротив. И «былинная» первая часть, и грозная, гротескная и ироничная вторая, и полная глубокого трагизма третья воспринимаются современным слушателем, как летопись Великой Отечественной войны. Что до последней части, то она прозвучала с икрящейся радостью волшебной сказки. Недаром Прокофьев в это же время сочинял и балет «Золушка».

И все-таки неслучайно финал симфонии называют ликующим апофеозом – это ликование обеспечивают медные духовые, которые звучат акцентированно. Валторны, тромбоны, трубы и туба при поддержке ударных – малого и большого барабанов, литавр, гонга на фоне распевной мелодии у струнных и деревянных духовых создали это светлое настроение окрыляющей радости. И эту радость унесли в своих сердцах слушатели.

Исполнение оркестром Пятой симфонии, написанное в тональности Си-бемоль мажор, заставило вспомнить еще одно произведение, родившееся в те же военные годы – Гимн Советского Союза Александра Александрова. Он тоже взял эту тональность ликующего апофеоза.

«Я не раз слышала Пятую симфонию в зале и слушала ее на интернет-площадках. Поэтому пришла на концерт «Персоны», чтобы вновь услышать музыку Прокофьева в Томской филармонии. Мне особенно интересным показалось прочтение симфонии главным дирижером Томского симфонического оркестра Игорем Берендеевым. Ему всегда удаётся обойти очевидные, знаковые моменты в произведении и привлечь внимание слушателей к нетиражируемому исполнению. Это очень подкупает», – поделилась своим впечатлением после концерта завсегдатай симфонических концертов Маргарита Комарова.

Когда-то Прокофьев сказал о Втором фортепианном концерте Рахманинова, что это произведение «необычной, удивительной красоты». Но теми же самыми словами можно охарактеризовать и Пятую симфонию Си-бемоль мажор самого Прокофьева.

Текст: Татьяна ВЕСНИНА
Фото: Елена АСТАФЬЕВА