Здесь люди и музыка становятся друзьями...

Илья Гайсин: Моцарта открыл для меня Курентзис

А для держателей абонемента Томской филармонии «Атмосфера» Моцарта откроет Илья Гайсин, скрипач и дирижер, дирижер-ассистент Теодора Курентзиса, приглашенный дирижер и солист Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга, приглашенный дирижер Израильского филармонического оркестра.

Уже сегодня – 28 августа! В Органном зале Томской филармонии состоится концерт «Атмосфера. Скрипка». В программе первого отделения – Концерт № 4 для скрипки с оркестром В.А. Моцарта. Накануне выступления поговорили с гостем филармонии о гениальном композиторе.

Илья, какое место произведения Моцарта занимают в вашем репертуаре?

– Последние годы я играю очень много Моцарта. Только с Томским академическим симфоническим оркестром мы сыграли сначала Третий, потом Пятый, и в этом году играем Четвертый Концерт. Я много и дирижировал, и играл эти концерты.

К этим концертам я написал свои каденции. Это очень интересный процесс. Я не считаю себя композитором, но уверен, что играть «чужие» каденции как носить не свою одежду. Каденция для меня – это сон, в котором возможно все. Во второй части, например, внезапно появляется знаменитая тема из 23-го фортепианного концерта, которая звучит как старая пластинка. Есть скрытые (и не очень) цитаты из Шостаковича, Шуберта. В первой части в каденции от главной темы остается только ритм, и он исполняется стуком по нижней деке инструмента. Отсюда идея привлечь ударные инструменты – там-там, тарелки и большой барабан, которые едва заметно «подкрашивают» сольную скрипку в каденциях. В последней каденции финала я использую материал, который Моцарт зачеркнул, это сверхвиртуозная «вставка», которая звучит скорее как Вивальди.

Я сам много раз дирижировал симфонии Моцарта: 1, 25, 33, 35, 36, 38, 39, 40 и 41, его серенады, фортепианные, кларнетовый, флейтовые концерты, «Свадьбу Фигаро», был ассистентом на постановке «Дон Жуана» в Зальцбурге (режиссер Ромео Кастеллуччи). Конечно же, обожаю играть его камерную музыку: сонаты, дуэты, квартеты, квинтеты…

Что особенно цените в Моцарте?

Феноменальный композиторский дар и мастерство. Особенно хорошо это понимаешь, именно принимаясь писать каденции. Относительно простыми гармониями и скромной оркестровкой Моцарт выражает огромный спектр человеческих эмоций и чувств. Я совершенно не понимаю, почему существует некий штамп, что Моцарт писал только светлую радостную музыку.

Я очень люблю монографию Германа Аберта о Моцарте, это огромный труд, но читается, как детектив, всем рекомендую! Конечно, Николаус Арнонкур (австрийский дирижер, виолончелист, музыковед, автор книги «Мои современники. Бах, Моцарт, Монтеверди». – Прим. ред.) открыл новую эпоху в исполнении Моцарта. Но для меня новым этапом в отношении к этому композитору стала работа с Теодором Курентзисом. Он открыл целый мир! И это продолжение мысли Арнонкура, что Моцарт – прежде всего, оперный композитор, и это ощущается во всех других жанрах. И именно знание его опер помогает увидеть в его скрипичных (и не только) концертах не просто красивые мелодии, прекрасные гармонии, безупречную форму, а прежде всего – театр.

И если говорить об оперных аналогиях, я думаю, в этом – Четвертом – концерте скрипка очень часто играет роль колоратурного сопрано. А во второй части прямо написано: «Andante сantabile», то есть скрипка должна петь. А в финале – танцевать. А также разговаривать, смеяться, шутить, шептать, и Бог знает, что еще. А Амадей, то есть буквально, «возлюбленный Бога», точно знает!

Купить билет на концерт Томского академического симфонического оркестра «Атмосфера. Скрипка» можно на сайте Томской филармонии. Концерт входит в программу «Пушкинская карта»

Сегодня последний день, когда в кассах можно купить абонемент «Атмосфера». Успевайте выгодно планировать свой концертный сезон.