Интервью с Александром Новосёловым в преддверии концерта «От Баха до джаза»
Органист – редкая профессия. По всей России насчитывается чуть более 150 духовых органов, и далеко не каждый город может похвастаться такой музыкальной роскошью. А Томск – может! И прекрасным духовым органом, и регулярными концертами штатных органистов филармонии – исполнителями высочайшего уровня, и звёздными гостями!
Так уже 13 октября мы приглашаем томичей на концерт «От Баха до джаза». Перед томскими зрителями выступит Александр Новосёлов, солист Карельской государственной филармонии, один из самых ярких концертирующих органистов нового поколения.
Александр, это будет ваш второй визит в наш город, первый раз вы приезжали в Томск около 10 лет назад. Помните ли тот концерт?
– Я запомнил то, что публика была очень доброжелательная, хорошо меня принимала, запомнил зал – он, конечно, прекрасный, и инструмент.
Органисты, если говорить о духовом органе, как и дирижёры, работают спиной к залу, и, в отличие от дирижёров, находятся ещё и в глубине сцены, далеко от публики. Как вы ощущаете зал: слушают ли, нравится ли?..
– Обычно органист ориентируется по реакции публики, по аплодисментам после каждого произведения. Всё равно чувствуется энергетика людей, даже если спиной сидеть. Органистам не привыкать: инструмент так расположен, приходится приспосабливаться. И, кстати, даже если орган электронный или если у духового органа передвижной пульт, как, например, в Кондопоге, и есть возможность выбрать место, всё равно «лицом» к залу ставят именно инструмент. Или хотя бы боком. Ведь люди хотят видеть, как органист играет. Если органист будет сидеть лицом к зрителям, то кроме его лица, вернее даже макушки головы, они ничего и не увидят.
Моя коллега Татьяна Веснина, музыкальный редактор Томской филармонии, рассказывала: когда она была в Карелии, её не покидало ощущение, что она читает страницы школьной литературы пятого класса – героический эпос русского народа. Природа напоминала картины раннего Николая Рериха, в тот период творчества, когда его воображение было захвачено образами Древней Руси, и Ивана Билибина. Вспоминая эту поездку, Татьяна отметила, что величавая природа Карелии и её богатырское историко-литературное наследие, очень созвучны органной музыке. Есть ли у вас подобное ощущение?
– До разговора с вами я об этом не думал, но сейчас мне тоже очень откликаются слова Татьяны. Природа, конечно, красивая, очень величественная. И тема богатырской Руси. Да, я думаю, можно сказать, что всё это ассоциируется с органом.
И, может быть, точно такие же ассоциации были и у тех, благодаря кому в Кондопоге в концертном зале Дворца искусств были построены два духовых органа. Именно в Карелии проходят крупнейшие органные конкурсы и фестивали – Международный конкурс органных дуэтов ORGANO DUO имени Виталия Федермессера и Международный фестиваль органной музыки GRANDE ORGUE. А зал Дворца искусств, кстати, до сих пор остаётся единственным в России с двумя независимыми друг от друга духовыми органами.
Один из журналистов, глядя на то, как вы репетируете, заметил, что со стороны органист выглядит как капитан космического корабля. Ощущаете ли себя так?
– Если инструмент очень большой, как, например, один из двух органов в Кондопоге: 4 мануала, 67 регистров, то его пульт действительно выглядит как пульт управления космическим кораблём, и получается, что ты этим космическим кораблём управляешь (улыбается).
Расскажите, пожалуйста, немного о программе предстоящего в Томске концерта «От Баха до джаза».
– Программа достаточно разнообразная, она будет охватывать разные эпохи, начиная, конечно же, с барокко. Прозвучат и романтические произведения. И современные. Несколько произведений мы с Дмитрием Ушаковым планируем сыграть дуэтом, одно из которых – в джазовом стиле. Ещё две джазовые пьесы я исполню сольно. Я думаю, что программа будет интересна разным слушателям, поэтому я приглашаю на этот концерт всех любителей красивой музыки!
КУПИТЬ билет можно и Пушкинской картой. Совершить покупку сейчас
Текст: Ирина ГЮНТЕР
Фото: Из личного архива Александра НОВОСЁЛОВА