Поэзия Пушкина вся, и роман в стихах «Евгений Онегин» в том числе, воспринимается не только умом (логикой), но и сердцем, поэтический размер, знаменитая онегинская строфа (14 строк, как в сонете) легко ложится на слух. И в проекте «Роман с оркестром: Евгений Онегин» главное – слушать. Слушать художественное слово, слушать музыку, слушать своё сердце, на что оно отзывается.
Только один пример. Современные школьницы недоумевают, что такого смелого совершила Татьяна, написав письмо Евгению. Ну, подумаешь, призналась в любви. Это сегодня «ну, подумаешь», а во времена, когда жила Татьяна, у женщины не было такого права – первой заявить о своих чувствах. Более того, если молодой человек приезжает в дом, где есть девушка на выданье, он должен понимать, что сразу воспринимается женихом. Трижды приехал – всё, обязан жениться, иначе компрометируешь девицу! Так что пушкинская Татьяна сделала решительный поступок. Почему?
– Вот об этом и стоит задуматься! – говорит музыкальный редактор Томской филармонии Татьяна Веснина. – Чайковский показывает душевное состояние главной героини. Неслучайно оперу он начал писать именно с письма Татьяны. Это важно. А вот Пушкин, наоборот, письмо отдельно сочинял как бы в добавление. Это такой вставной элемент. Но признание Татьяны надо сердцем воспринимать, душой, почувствовать её настроение, состояние, а не умом. И в этом очень сильно может помочь музыка!
Точно также может быть не понятно современным школьникам и то, почему Владимир Ленский вызывает Евгения Онегина на дуэль, и тот принимает этот вызов. Неужели нельзя было разрешить конфликтную ситуацию иначе? Давайте попробуем вместе ответить и на этот вопрос?
«Роман с оркестром: Евгений Онегин» – это попытка расставить верные акценты в современном восприятии классики.