Ремонт педальной клавиатуры органа Томской филармонии произвели незаметно для слушателей
Музыка – искусство абстрактное. Потрогать ее нельзя, увидеть тоже, только услышать. Вот именно на слух и был определен дефект в звучании томского органа. На концерте «Море органной музыки» Дмитрий Ушаков услышал, что при игре Педальная клавиатура издавала много лишних звуков – стуков, скрипов, шумов, совершенно не предусмотренных партитурами. Этот «рокот моря» раздражал, мешал играть, в конце концов, искажал хорошо известные многим мелодий Вивальди, Дебюсси, Чайковского, Римского-Корсакова…
Причина «шума из ничего» банальна: от времени износился фильц – технический войлок, который выполняет функции амортизатора. Эту причину и угадал штатный органист филармонии Дмитрий Ушаков. Он же и назначил «лечение»: старую прокладку надо удалить – и наклеить новую.
К этой рутинной, но необходимой процедуре органист приступил вместе со своим помощником Екатериной Мастеница, как только в плотном графике органных концертов выдалось «окно» и был куплен новый материал.
— Вот, слышите? Дерево о дерево стучит. А должен быть мягкий звук, — демонстрирует Дмитрий Ушаков, нажимая педаль. Раздается сухой щелчок.
Но прежде, чем удалить спрессованный и изношенный фильц, надо было снять педальную клавиатуру и разобрать ее «по запчастям», то есть вынуть из деревянной рамы все клавиши.
В ход пошли плоскогубцы. Ими органист и его помощница довольно ловко отжимали закосневшие от времени пружины. Вынимали из станины клавиши, нумеровали и складывали рядом. Все 60 штук.
В отличие от клавиш мануальной клавиатуры клавиши педальной отличаются не цветом, а формой: «черные» диезы и бемоли – это высокие деревяшки с пазами. По словам Екатерины, «педали» никто не менял с момента ввода в эксплуатацию томского органа. И вот до сих пор они служат верой и правдой. Что же касается войлочной прокладки, она местами истерлась в труху, а местами спрессовалась так, что даже острым скальпелем ее удалять не просто.
— По степени износа, можно определить, какие клавиши чаще используются при игре, — обращает внимание Дмитрий Ушаков.
— Приклеено капитально. Не отклеивается! – сокрушается Катя, с трудом вырезая из узких пазов «прикипевший намертво» фильц.
Окажись на их месте Ланцелот из пьесы Шварца «Дракон», он бы сказал, что такая работа – хуже вышивания, то есть кропотливая и нудная.
— Инструмент, как и человек, любит заботу, — между тем, не отрываясь от дела, замечает органист. – С чем можно сравнить ремонт педальной клавиатуры? Пожалуй, с заменой тормозных колодок в автомобиле, которые тоже меняют по мере износа.
С осени 2012 года Дмитрий Ушаков не просто штатный органист, но и ответственный за состояние органа. По его словам, устройство органа органисту знать желательно, но не обязательно.
— Не каждый органист может ремонтировать орган, — продолжает музыкант. – Главное, не каждый хочет. Я пошел в органные мастера, потому что мне было интересно. Надо знать инструмент, на котором ты играешь.
Первый опыт Дмитрий Ушаков приобрел еще в студенческие годы. Будучи студентом 3 курса Московской консерватории, устроился органным мастером в своей Альма-матер. В его обязанности входило настройка двух концертных органов и трех учебных, которые стоят в аудиториях.
… После того, как старый фильц был срезан, пазы зачистили нождачкой. И стали наклеивать с помощью клея ПВА новый технический войлок. Старый зеленый заменили на новый красный. Ремонт в итоге занял три часа в первый день и почти столько же во второй, когда все клавиши вернули на место.
— В этой процедуре ничего сложного нет, — резюмируют оба специалиста. — Просто время от времени необходимо делать эту рутинную работу!
Уже через день Дмитрий Ушаков провел свой очередной онлайн-концерт. Слушатели даже не догадались, что король инструментов перенес «операцию».
Текст: Татьяна ВЕСНИНА
Фото: Владимир БОБРЕЦОВ