Не сказка – мечта!
«Золушка» — одна из самых известных и любимых сказок во всем мире. Издавна считалось, что лучшие сюжеты для балетов, опер и фильмов — сказки. А такая, как «Золушка» — сущий клад. Волшебные превращения, придворный бал, замарашка, которая подобно гадкому утенку превращается в «прекрасного лебедя», а затем и в настоящую принцессу.
Усилиями итальянца Джоакино Россини история сироты, которую мачеха сделала своей служанкой, превращена в оперу. В год окончания Великой Отечественной войны советский драматург Евгений Шварц написал сценарий для киносказки Надежды Кошеверовой с Яниной Жеймо в главной роли. Но еще раньше Сергей Прокофьева написал балет.
Он начал сочинять музыку еще до войны, завершил в 1944 году, а премьера состоялась только в ноябре 1945 года в Большом театре. Партию Золушки танцевала знаменитая прима Большого – Галина Уланова, которая и вдохновила композитора на написание сказки-балета. «Золушка» — одно из самых любимых творений самого Сергея Прокофьева. «Основное, что мне хотелось передать в музыке, — поэтическая любовь Золушки и Принца, зарождение и расцвет чувства, препятствия на его пути, осуществление мечты», — говорил он.
Что такое сюжет о Золушке? Это вечная мечта о счастье. Недаром каждая девочка/женщина чувствует себя немного Золушкой – превратиться из домохозяйки в принцессу и оказаться в центре внимания на празднике жизни.
Существует много версий этого балета. Классический национальный русский балет представит одну из самых популярных. Волшебная история, которой уже более трех столетий, обретает живые цвета и краски в спектакле Александра Бутримовича. Он откроет секреты хрестоматийной сказки и объяснит, почему для счастья нужна доброта. Он даст возможность ощутить себя в потоке мировых событий, стать частью большой культуры.
Кроме того, балет-сказка «Золушка» Сергея Прокофьева открывает филармонический фестиваль «Лето балета».
«Золушка», написанная Прокофьевым в традициях старого классического балета, порадует обилием лиричных вальсов и эффектных номеров. Красочная танцевальная феерия и по-настоящему волшебная атмосфера — таким и должно быть хореографическое воплощение знаменитой сказки. Дети обретают веру в чудеса, а взрослые на пару часов снова становятся детьми. Даже зная, что все закончится хорошо, они с замиранием сердца отсчитывают 12 ударов часов на королевской башне.
Кто автор «Золушки»? Как на самом деле зовут Золушку?
Бродячий сюжет о девушке-сироте, которую заставляли много работать и при этом не ценили ее труд, доброту, напротив — обижали, и которая, попав в другие обстоятельства – на бал, на праздник жизни, становится принцессой, известен едва ли не с доисторических времен.
В Древнем Египте существовала сказка, когда у красавицы, которая купалась в реке, орел украл сандалию и принес ее во дворец фараона, тот был поражен изяществом маленькой сандалии и приказал найти хозяйку, а увидев девушку, влюбился и женился на ней.
В Европе рассказывали истории о трудолюбивой сироте, которая убегала с бала и теряла обувь, но не хрустальную туфельку, а меховой или деревянный башмачок. Шарль Перро не сочинил, а записал сказку о Золушке и издал ее. Известна и версия братьев Гримм.
В Корее до сих пор популярна история о девушке, которую мачеха заставляет исполнять грязную и тяжелую работу, а избавляет от нее волшебница, которая отправляет Кхончху (корейскую Золушку) на свадьбу, но по дороге девушка обронила в ручей туфельку, которую нашел глава провинции и объявил, что женится на той, кому подойдет эта маленькая изящная туфелька.
Но на каком бы языке сказка ни рассказывалась, только у главной героини есть имя, даже не имя – прозвище, а у остальных и этого нет – просто указание на социальный статус – мачеха, отец, сестры, принц, король, фея, кучер и так далее.
Если Золушка – прозвище, то каково же настоящее имя? В разных странах Золушка известна, как Синдерелла, Ашенпуттель, Сандрильон, Марре, Папялушка, Зезолла и др. Так или иначе, имя происходит от «золы», «пепла». Считается, что близость к огню, очагу — привилегия самой чистой, доброй девушки.
Отличается ли балетная Золушка от своих «близняшек» в опере и кино?
И да, и нет. Прокофьев следовал сюжету Шарля Перро. Но либретист Николай Волков увеличил количество действующих, а правильнее сказать танцующих персонажей: в дом, где живет Золушка, мачеха и ее дочки – Худышка и Кубышка (в другой версии Злюка и Кривляка) приходят танцмейстер, парикмахеры, портнихи, которые готовят дам к королевскому балу, на балу гостей встречают арапчата, гномы, которые переводят стрелки часов, чтобы Золушка вовремя покинула королевский дворец…
Фея в балете появляется в виде старухи, которую сводные сестры Золушки гонят, а падчерица жалеет старушку. За доброту фея-бабушка помогает девушки оказаться на балу. В отличие от фильма, где фее помогал юный Паж, в балете волшебнице помогают феи времен года – Весна, Лето, Осень, Зима. Каждая из них преподносит свой подарок – нежно-розовую ткань, гирлянды роз, золотистый плащ и бриллианты снежинок. И каждая, конечно, танцует.
Изменился и состав гостей, приглашенных на бал. На приглашение Короля откликнулись не только жители волшебного королевства, но и принцы Испании, Китая и даже Чукотки. Каждый из высокопоставленных особ танцует с Золушкой, которую принимают за прекрасную Незнакомку.
В балете Прокофьева очень много танцев: вальсы (и все разные), гавот, павана, паспье, бурре, мазурка, галоп. У каждого персонажа есть своя вариация, то есть сольный танец.
Любопытно, что композитор в «Золушку» вставил цитату из своего раннего балета-сказки «Любовь к трем апельсинам» — она звучит во время бала, когда появившуюся прекрасную Незнакомку встречают арапчата и дарят ей три апельсина, а она их преподносит своим сестрам и мачехи.
Как известно, Золушка должна потерять туфельку, когда спешно покидает дворец. Но как это сделать в балете. Ведь Золушка – в пуантах. И тут помогают гномы. Они окружают девушку, а когда круг размыкается, то из дворца выбегает уже не прекрасная Незнакомка, а замарашка в крестьянском платье. И только дорогой башмачок остается лежать на сцене…
Принц призывает сапожников, чтобы они сказали ему, кто и кому сделал найденную туфельку, но у тех нет ответа, и Принц решает отправиться на поиски девушки. А тем временем Золушка просыпается у себя в каморке и в своем фартуке обнаруживает бальную туфельку. И понимает, что бал, танцы, Принц – это не сон, все это было…
Ее воспоминания прерывает ссора сестер, которые не могут поделить апельсин. И только появление Принца, который желает примерить туфельку всем имеющимся дамам, заставляет сестер изменить поведение. Увы, Кривляке и Злюке, и, конечно, Мачехе туфелька мала. Неожиданно Принц видит, как наклонившаяся Золушка случайно роняет вторую такую же туфельку. За окном медленно проходит Фея-бабушка, словно благословляя Золушку и Принца. Влюбленные оказываются в волшебном саду.
Балет завершается прекрасным вальсом с тихим, но торжествующим звучанием тем Золушки, ее мечты и любви.
КУПИТЬ БИЛЕТ сейчас, чтобы не пропустить волшебную историю «Золушки». Концерт входит в проект Пушкинская карта.