Здесь люди и музыка становятся друзьями...

Афиша

ДВЕ КАНТАТЫ. ТРИ РУССКИЕ ПЕСНИ. ВЕСНА


13 сентября 2023 | 19:00
Органный концертный зал

Исполнители:
Симфонический оркестр Томского государственного университета

Дирижер Александр ЛАКИН

Хоровая капелла Томского государственного университета
Дирижер Михаил ДАВЫДОВ

Солисты:
Анна СЕВОСТЬЯНОВА
Василий КОЖЕВНИКОВ

Партия фортепиано Юлия ШАРАНДА


В программе —
Рахманинов:
Концерт № 2 для фортепиано с оркестром
Три русские песни. Кантата для хора, симфонического оркестра и фортепиано
Весна. Кантата для баритона, смешанного хора, оркестра и фортепиано

Стоимость 300-600 руб.

Купить билет
Pushkin Cart

Вы можете оплатить Пушкинской картой

Оплатить

К 150-летию со дня рождения Сергея Васильевича Рахманинова Хоровая капелла ТГУ совместно с Симфоническим оркестром ТГУ подготовили концертную программу из ярчайших сочинений Рахманинова: концерт № 2 для фортепиано с оркестром и 2 кантаты для хора, солиста, оркестра и фортепиано («Три русские песни» и «Весна»). В исполняемых произведениях проявляется своеобразие рахманиновского письма, соединяющего богатство и сочность красок с известной сдержанностью, порой даже суровостью звуковой палитры. Сочинения отмечены глубиной и оригинальностью творческой мысли, богатством выразительных средств и законченностью воплощения.

Второй концерт для фортепиано с оркестром c-moll, op. 18, был написан Сергеем Рахманиновым в 1900 году. Впервые полностью исполнен в Москве 27 октября 1901 года (по старому стилю) автором с оркестром под управлением Александра Зилоти. При втором исполнении двоюродные братья «поменялись местами» — к роялю сел Зилоти, а Рахманинов встал за дирижёрский пульт.

Второй концерт стал одним из самых общеизвестных, популярных и исполняемых произведений не только Рахманинова, но и всей мировой музыкальной литературы для фортепиано с оркестром.

Три русские песни для смешанного хора и оркестра – кантата, написанная в 1926 году, посвящена Леопольду Стоковскому, выдающемуся дирижеру, который и провел премьеру сочинения. Рахманинов сознавал, что русский текст произведения никак не может быть понят американской публикой. Потому океан страстей бушует в этой музыке не в вокальной партии, а в оркестровой. Другого хорового сочинения со столь выразительной, пластичной и богатой оркестровкой просто не существует.

Впрочем, работа композитора с литературным текстом все равно поражает воображение. Если вторая и третья песни цикла, лирическая протяжная «Ах ты, Ванька» и плясовая «Белилицы, румяницы вы мои» изначально трагичны по содержанию, то первую, хороводную «Через речку» Рахманинов просто выворачивает «наизнанку». Имеющая в народном варианте шутливый характер величальной свадебной песни, у Рахманинова она завершается безутешным стоном:
Сера утка испугалась, калина,
Улетела, малина!
Селезень стоит, плачет,
Стоит, плачет, калина,
Стоит, плачет, малина!

Кантата «Весна» для баритона, смешанного хора, оркестра. В пору всеобщего возбуждения начала 1900-х годов, вызванного ростом освободительных чаяний и напряженным ожиданием близящихся перемен, рахманиновская музыка, с ее приподнятым лирическим пафосом, мужественной силой и воодушевленностью, звучала особенно захватывающе. Композитор верно и чутко, хотя зачастую неосознанно, больше «внутренним слухом» улавливал веяния времени, претворяя их в музыкальные образы, полные страстного порыва и тонкого поэтического обаяния.

Характерным для своего времени и в известном смысле символичным произведением явилась кантата «Весна» (1902 год) на текст стихотворения Н.А. Некрасова «Зеленый Шум».

Образы весеннего расцвета, светлого пробуждения природы от зимней спячки, нарождающейся новой жизни были широко распространены в русском искусстве начала века и любимы многими художниками. Они ассоциировались с надеждами на грядущее обновление общественной жизни, освобождение от мертвящего гнета самодержавия, а иногда приобретали и сознательно выраженный аллегорический смысл.

Одночастная кантата, посвященная весеннему обновлению жизни, состоит из трех разделов.

Первый, оркестровый раздел, передает постепенное пробуждение весны. Краткий лейтмотив «зеленого шума», напоминающий мотивы народных весенних «закличек», звучит поначалу в низком регистре, как бы просыпаясь от зимнего оцепенения. Постепенно пробуждаются новые силы, разрастается весенний гомон, и на радостной кульминации вступает хор: «Идет, гудет Зеленый Шум, Зеленый Шум, весенний Шум!» В эту полную света и радости музыку резким диссонансом врывается декламационный рассказ баритона: «Скромна моя хозяюшка Наталья Патрикеевна, Воды не замутит!». В оркестре несколько раз проходит мрачная, печальная мелодия солирующего английского рожка, сгущаются оркестровые краски. Мучительную тоску помогает передать хор, поющий краткие нисходящие попевки закрытым ртом, а также напряженные гармонии и хроматические пассажи деревянных инструментов, передающие завывание бури. Но после слов монолога солиста «Да вдруг весна подкралася» тихо, словно исподволь, возвращается тема Зеленого Шума. Светлеет колорит. В оркестре появляются переливы флейты, легкие пассажи скрипок – веет дыхание весны. Постепенно разрастаются радостные звучания. Широкое кантиленное пение торжественно и просветленно передает основную мысль произведения:
Люби, покуда любится,
Терпи, покуда терпится,
Прощай, пока прощается,
И — Бог тебе судья!

Билеты уже в продаже!
Стоимость билетов: 300-600 руб.
Возрастная категория: 12+
Кассы: с городского 20-20-62, 20-20-72; с мобильного +7 (953) 920-20-62, +7 (953) 922-20-72
Коллективные заявки: 51-44-69
Возможны изменения