Новый концерт нашего арт-проекта «Sonore» станет своего рода размышлением о том, как искусство музыки способно стать искусством изобразительным, как музыка может создавать конкретные образы, цвета, свет и тени. Программа концерта составлена из произведений, имеющих как программные названия, так и произведения, где смысл абстрактен, но вместе с тем отлично вписывается в тему концерта.
Откроет концерт произведение французского композитора импрессиониста Мориса Равеля. Ундина – традиционно мифическое существо женского пола, связанное с водоёмами. Равель гениально передаёт через музыку ощущение холодных капель воды, рябь и волны. При этом такая игра воды имеет живое начало, ведь Ундина хоть и не человек, но способна чувствовать, её чувства живые и неразрывно связаны с водной стихией. «Ундина» – пьеса открывающая не только наш концерт, но и сюиту «Ночной Гаспар», где можно встретить много мрачного и фантастического. «Ундина» – это тень в программе нашего концерта.
Следующий номер – «Цыганка» Ф. Крейслера. Фриц Крейслер – один из самых значимых скрипачей первой половины XX века. Он любил различные мистификации, играл на концертах якобы неизвестные произведения известных старинных композиторов, хотя эти произведения были написаны им самим. Но благодаря его превосходному чувству стиля и прекрасному композиторскому таланту, многие его каденции для известных произведений других композиторов стали хрестоматийными. «Цыганка» Крейслера – яркая пьеса, наполненная как страстью и теплом. Когда я слышу это произведение, мне всегда представляется картина Сарджента «Испанская цыганка-танцовщица», где изображена артистичная женщина на светлом фоне. В программе концерта данный номер, однозначно – свет.
Третий номер – снова «Ундина», но уже Клода Дебюсси. Этот французский композитор импрессионист не нуждается в представлении. Среди всех композиторов импрессионистов он остаётся самым известным и популярным. «Ундина» – одна из его прелюдий. В отличии от Равелевской «Ундины», у Дебюсси это водное существо более игривое, не такое таинственное и затаённое, но при этом не менее загадочное. Слушателю самому предстоит выбрать, какая Ундина ему больше по душе. И для концерта это вновь изображение чего-то тёмного.
Четвёртый номер программы – «Лунный свет» К. Дебюсси. Данная пьеса – часть «Бергамасской сюиты» композитора, и по совместительству, это одна из самых популярных пьес Дебюсси. Музыка созерцательная и вдохновенная, мечтательная и меланхоличная. Данное произведение будет исполнено дуэтом альта и фортепиано.
Следующий номер концерта – «Гранада» испанского композитора И. Альбениса. Альбенис писал в основном для фортепиано, но известнее всего он в гитарной среде. Его испанские сюиты, написанные для фортепиано, гитаристы играют «как свои». Это связанно с тем, что его музыка как будто и написана для гитары. Очень часто пианисты удивляются, когда узнают, что знаменитая «Легенда» или «Астурия» написана изначально не для гитары, а для фортепиано. И, как это не странно, но на фортепиано «Легенда» звучит не так ярко, как на гитаре, что довольно необычно, ведь динамические возможности гитары уступают фортепиано. Любят играть музыку Альбениса и скрипачи. В целом, его испанские мелодии здорово звучат на струнно-смычковых инструментах. Именно «магии струн» и не хватает оригинальной фортепианной музыке Альбениса. Именно с помощью «магии струн» его произведения становятся более яркими и запоминающимися. «Гранаду» в концерте сыграет дуэт альта и фортепиано.
Шестой номер концерта – «Павана» М. Равеля. Павана – старинный танец. Равель увлекался старинной музыкой, он искал новый смыслы и формы, обращаясь к наследию своих предшественников. Очень ценил Равель французского композитора Франсуа Куперена, подражая которому, написал свою сюиту «В гробнице Куперена». «Павана на смерть инфанты» – глубоко лирическое и светлое произведение, которое сам композитор довольно низко оценивал, но это не помешало паване стать одним из самых известных произведений М. Равеля. Если предыдущее два номера – символизируют свет, то это произведение подготавливает нас ко тьме.
Седьмой номер программы – Этюды Э. Вилла-Лобоса. Бразильский композитор Эйтор Вилла-Лобос популярен не только в гитарное среде. Его знаменитые «Бахианы» играют во всем мире. Гитарные же произведения стали хрестоматийными. 12 трансцендентных этюдов для гитары соло – один из самых известных циклов композитора. Когда Вилла-Лобос написал свои этюды, он отправил их самому влиятельному гитаристу XX века А. Сеговии. Сеговия отправил этюды обратно, сославшись на то, что они не исполнимы на гитаре. Вилла-Лобос был с этим не согласен, и поэтому взялся за дело серьёзно, и исполнил их сольно на концерте перед большой публикой, после чего Сеговии пришлось извинится перед композитором и издать его 12 этюдов. В нашем концерте прозвучат следующие этюды: 5, 8, 10, 11 и 12. На мой взгляд, это самые тёмные этюды из всего цикла. Необходимо упоминуть, что музыка Вилла-Лобоса довольно часто балансировала между бразильскими и европейскими музыкальными традициями. В тех 5 этюдах, что прозвучат на концерте, доминирует бразильская традиционная музыка. Более того, в этих этюдах слышится какой-то шаманизм, что-то мистическое и первобытное.
Предпоследний номер программы – «Прелюдии» С.В. Рахманинова. Прозвучат Прелюдии G-dur, gis-moll и fis-moll. Три эти прелюдии невероятно живописны и разнообразны. В них есть и свет, и тень. Образы переливаются между собой. Наш концерт просто не мог обойтись без музыки нашего последнего романтика.
Финальный номер концерта – «Севилья» И. Альбениса. Торжество света и радости, с контрастной серединой, которая по цыгански экспрессивна и дополняет образ солнечной Испании. И Гранада и Севилья – города Испании. Испанские композиторы довольно часто увековечивают названия родных городов в своих произведениях. И. Альбенис тоже любил это дело. Помимо Севильи и Гранады, у Альбениса есть Каталония, Астурия, Кадис, Альмерия, Лавапьес – все это различные города и местности Испании, которым композитор посвятил свои произведения. А чем знаменита Севилья? В Севилье происходит действие как минимум семи знаменитых опер: «Дон Жуан» и «Свадьба Фигаро» Моцарта, «Сила судьбы» Верди, «Фиделио» Бетховена, «Кармен» Бизе, «Обручение в монастыре» Прокофьева, «Севильский цирюльник» Россини. Севилья – богатый, плодородный и солнечный город. А послушав произведение Альбениса, можно составить образный портрет этого города.
Билеты уже в продаже!
Стоимость билетов: 500–900 руб.
Возрастная категория: 12+
Кассы: с городского 20-20-62, 20-20-72; с мобильного +7 (953) 920-20-62, +7 (953) 922-20-72
Коллективные заявки: 51-44-69
Возможны изменения