(запись выступления от 7 июня 2022 года)
«Impression» с французского и с английского переводится как «впечатление». В 1874 году этот термин впервые использовал журналист Луи Леруа, когда раскритиковал выставку молодых художников – Клода Моне, Эдуарда Мане, Эдгара Дега, Огюста Ренуара, Альфреда Сислея, Камиля Писсаро. Он заклеймил их словом «впечатлисты», то есть «импрессионисты». Повод дала картина «Впечатление. Восход солнца» Клода Моне.
Юлия Шинкевич (сопрано), Павел Шинкевич (фортепиано) и Евгений Некрасов (флейта), желая порадовать слушателей музыкой французских композиторов, от Клода Дебюсси до Марселя Дюпре, тоже прибегли к термину «Impression», но совершенно с другой целью – показать музыку впечатлений, красок, картин. Круг композиторов, чья музыка будет звучать, широк, он не ограничен рамками импрессионизма. Музыканты филармонии исполнят сочинения и последователя Дебюсси и Равеля – Ф. Гобера, и музыку представителей «шестерки» — Э. Сати и Ф. Пуленка, и салонную музыку С. Шаминад. Прозвучат редко исполняемые романсы М. Дюпре.
Против «рамок» бунтовал основоположник импрессионизма в музыке Клод Дебюсси. Он не любил, когда его называют импрессионистом. «Я создаю новые реальности, а дураки называют это импрессионизмом», — говорил композитор.
«Новая реальность» связана с особыми приемами выразительности – широкое использование диссонансов, необычных тембров и созвучий приводит к тому, что музыка производит впечатление зыбкой среды – воды и воздуха, она передает игру струй и брызг, оптических рефлексов и отражений.
Возможны изменения