Здесь люди и музыка становятся друзьями...

Афиша

Орган LIVE. Букстехуде


19 мая 2025 | 19:00
Виртуальный концертный зал

В программе:

Прелюдия До мажор

Прелюдия IV тона

Пассакалия ре минор

Хоральные обработки

О Боже и Господи

День, что столь радостен

Сюита на хорал «На любимого Бога полагаюсь в страхе и нужде»

Прелюдия Ля мажор

Только онлайн-трансляция!

Концерт будет транслироваться в режиме online на сайте Филармонии


Мы продолжаем листать страницы органного творчества великого старшего современника Баха – Дитриха Букстехуде. Впервые в мире Томская филармония в проекте «Орган live» проводит интереснейший творческий эксперимент – мы в прямом эфире, без всякого монтажа, играем для вас все органные сочинения Дитриха Букстехуде и – что, быть может, ещё важнее, говорим о них, делимся мнениями, впечатлениями, пожеланиями, комментариями. Пять встреч уже позади, а шестая серия нашего северогерманского сериала будет посвящена четырём свободным (то есть не связанным с хоралом) сочиненям – четырём прелюдиям Букстехуде и небольшой подборке его хоральных обработок.

В прелюдиях (которые – не вполне корректно – часто называют прелюдиями и фугами) Букстехуде выступает как мастер особого музыкального стиля – фантастического, «stylus phantasticus». Он берет свое начало в инструментальной музыке итальянских мастеров, таких как Клаудио Меруло. Великий ученый барокко, Афанасий Кирхер, писал об этом стиле так: «Фантастический стиль особенно подходит для инструментальной музыки. Это самый свободный и непринужденный метод сочинения, он ни к чему не привязан – ни к словам, ни к сюжету, он создан, чтобы проявлять музыкальный дар и показывать скрытый смысл гармонии и изобретательность в сочинении гармонических последований и фуг». И музыкальный дар Букстехуде, и его изобретательность в сочинении гармонических последований и фуг блестяще проявляются в его крупных органных прелюдиях, в которых, ориентируясь на законы и логику построения ораторской речи, чередуются разделы в духе свободной, непредсказуемой, всегда интригующей, иногда бурной импровизации и разделы строгой полифонии, где в выверенном движении голосов, их сочетаниях и перестановках угадываются параллели с размеренным движением небесных тел.

Особенно обратим внимание на Прелюдию 4-го тона. О ней нельзя сказать, что она в ля миноре, Ми мажоре или какой-то другой современной тональности. Архаический колорит, тот самый непередаваемый «запах старины» ей придает именно 4-й тон – особый старинный лад (от ноты «ми» по белым клавишам вверх, но обязательно с мажорной тоникой), который ещё был в ходу в эпоху барокко, наряду с нашими мажором и минором, но к середине 18 века окончательно ушёл из музыкальной практики, оставшись лишь в старинных мелодиях хоралов и в таких сочинениях, как эта Прелюдия Букстехуде.

Хоральные обработки, о которых мы поговорим в программе, можно было бы назвать вполне традиционными (хоральная мелодия духовной песни в сопровождении нескольких «украшающих» её голосов), если бы не уникальная «хоральная сюита», написанная на духовную песню «На любимого Бога полагаюсь в страхе и нужде». Эта песня была впервые опубликована в 1607 году, её текст приписывается Сигизмунду Вейнгертнеру, а автор мелодии – изначально светской – Якоб Регнарт. На основе этой песни Букстехуде написал своеобразный цикл «вариаций», по форме – вполне традиционную танцевальную сюиту, в которой есть Аллеманда, Сарабанда, Куранта и Жига!

Подключайтесь к нам 19 мая в 19 часов по томскому времени. Будет интересно!