Разговор о творчестве И.С. Баха коснется на этот раз истории шести транскрипций на темы кантат из сборника «Шесть шюблеровских хоралов» и Токкаты и фуги Фа мажор.
Если дата прижизненного издания шести пьес Баха известна довольно точно: 1747 год (правда, можно встретить и другую — 1748 год), то время написания Токкаты размыто, исследователи не уверены: написал ли ее композитор в Веймаре или уже Лейпциге.
1747 год – это уже зрелый Бах, житель Лейпцига. В том году, когда кантор Томаскирхе отнес свои ноты к граверу и издателю Иоганну Георгу Шюблеру (отсюда и название хоралов), он побывал на приеме у короля Пруссии Фридриха II. Вот об этом периоде творчества Баха и напомнит Дмитрий Ушаков, исполнив хоралы: «Проснись, голос наблюдателей зовет нас», «Куда мне бежать?», «Тот, кто позволяет Богу царствовать безраздельно», «Моя душа прославляет Господа», «Ах, останься с нами, Господь Иисус Христос», «Приди, Иисус! Спустись с небес на землю».
Несмотря на то, что Альберт Швейцер в своей монографии «И. С. Бах» весьма пренебрежительно отзывается о шюблеровских хоралах, а автор книги «Музыка в Небесном Граде» Джон Элиот Гардинер и вовсе считает, что «нет сегодня причин заниматься кантатами Баха» (и их транскрипциями), сам композитор придавал сборнику из 6 пьес особое значение. Они были одним из важных звеньев, связующих его вокальное и инструментальное творчество. Современных органистов эти сочинения привлекают радостным настроением. Такого же бравурного характера и заявленная Токката.