Елизавета Панченко – композитор и мультиинструменталист (орган, клавесин, фортепиано), член Союза композиторов России, Союза композиторов Евразии, лауреат международных конкуров композиторов – с радостью включилась в проект «Сибирские наигрыши».
– Работа с фольклорным материалом для меня как для композитора – это одно из любимых направлений творчества, – признаётся Елизавета Панченко. – А так как Томск – моя малая родина, у меня изначально было особое отношение к поставленной задаче.
Елизавета Панченко родилась в Томске. После окончания Детской музыкальной школы № 2 поступила в Томское областное музыкальное училище (сейчас это Томский музыкальный колледж имени Э. В. Денисова). После третьего курса училища поступила на факультет композиции и дирижирования Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, который окончила в 2010 году.
– Для меня сибирский характер – это один из краеугольных камней в основании русского менталитета, – считает композитор. – Потому выбрала тему лирической протяжной песни «Вот сяду я за стол» (песня была записана в селе Чилино Кожевниковского района Томской области). Прежде слышала её в исполнении петербургских народных ансамблей (в годы обучения в консерватории), а сравнительно недавняя яркая встреча с этой песней у меня произошла в процессе работы с творческим объединением «Русский обычай», мы готовили концертную программу для органа и фольклорного ансамбля по прочтению повести Леонида Бородина «Третья правда». И вот этот философский контекст размышления о таёжном мире, о взаимоотношениях Творца и человека, созданного по Его образу и подобию, – всё это заставило вдуматься в эту песню ещё до того, как в моей жизни появился проект «Сибирские наигрыши».
– Работа шла, скажем так, бодро и динамично, так как я подключилась к проекту примерно за месяц до окончания срока приёма готовых партитур, – продолжает Елизавета Панченко. – Как писал Россини, «ничто так не возбуждает вдохновенье, как необходимость, как сроки, как заказ» – и в этой ёмкой фразе, в которой есть лишь доля шутки, отражается, на мой взгляд, вполне здоровый подход к созданию музыки «на результат», в диалоге с исполнителями и слушателями.
– На мой взгляд, работать с родными песнями, с фольклором в разных его формах композитору просто необходимо, это как воздух для творчества, – уверена композитор. – А такие проекты как «Сибирские наигрыши» позволяют сфокусироваться на задаче и получить обратную связь от замечательного коллектива и слушателей, что для композитора всегда важно!
– Результат, если можно так сказать, ещё в процессе формирования: у меня достаточно богатый опыт работы с разными коллективами исполнителей на русских народных инструментах, и всегда именно эта ветвь музыкантского сообщества отличается готовностью к диалогу с автором новой музыки, и вообще свежестью восприятия идей, исходящих от композитора, – говорит Елизавета Панченко. – Потому держим связь с коллективом исполнителей и готовимся к премьере 28 августа вместе!
А ещё Елизавета Панченко держит связь с родителями, которые остались в Томске (мама преподаёт в Томском музыкальном колледже имени Э.В. Денисова), и с нетерпением ждут премьеры.
Проект «Иммерсивное действо «Сибирские наигрыши» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив и направлен на сохранение и популяризацию культурного наследия коренных жителей Томской области через переосмысление и распространение музыки сибирской тайги. Проект посвящен 80-летию Томской области и 420-летию города.
Входит в программу «Пушкинская карта»