Коллективы и солисты
Михаил ГРАНОВСКИЙ
Михаил ГРАНОВСКИЙ
Дирижер, Москва
Родился в г.Москве в семье потомственных профессиональных музыкантов.
В 1979-1989 гг. обучался в Московском хоровом училище – МХУ (ныне Академия хорового искусства имени А.Свешникова). С 9 лет выступал на сцене в составе Хора мальчиков МХУ. В 1994 г. окончил дирижерско-хоровое отделение Московской консерватории им. П.Чайковского (класс проф. Б.Тевлина), а в 1998 г. там же — отделение оперно-симфонического дирижирования (класс проф. Г.Рождественского).
Преподаватели в Московском хоровом училище – МХУ (ныне Академия хорового искусства имени А.Свешникова) – Ю.Н. Иоселиани. По фортепиано в МХУ – О.Л. Резницкая, в МГК – Н.Д. Юрыгина.
В 1991 г. участвовал как пианист в мастер-классе по фортепиано проф. В.Маргулиса в г.Фрайбурге (Германия).
В 1990-е годы неоднократно участвовал как дирижер в мастер-классах проф. Х.Риллинга (Германия) — в Московской консерватории и дважды в Бах-академии г.Штутгарта (Германия), руководя оркестром и хором.
В 2001 г. поступил по конкурсу в Большой театр России дирижером-стажером. Был ассистентом главного дирижера при постановках драматической легенды Г.Берлиоза «Осуждение Фауста» (концертное исполнение) и оперы М.Мусоргского «Хованщина».
В 2002 г. стал ассистентом дирижера, затем – дирижер Большого театра до 2013 г.
Участвовал в постановке и дирижировал оперой И.Стравинского «Похождения повесы». Дирижировал операми «Снегурочка», «Моцарт и Сальери», «Золотой петушок», «Царская невеста» и «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н.Римского-Корсакова, «Иоланта» П.Чайковского, опереттой И.Штрауса «Летучая мышь», а также провел балетные спектакли — «Анюта», «Дочь фараона», «Шопениана», «Чиполлино», «Фантазия на тему Казановы» и спектакли Московской Государственной Академии Хореографии — «Волшебная флейта», «Пахита» и «Щелкунчик». В 2010 г. выступил с оркестром Большого театра в Большом Зале Московской консерватории, где исполнил «Домашнюю симфонию» Р.Штрауса и другие сочинения.
Выступал с БСО им. П.Чайковского, ГАСО им. Е.Светланова, АСО Санкт-Петербургской филармонии, Московским симфоническим оркестром «Русская филармония», Ульяновским, Томским и Саратовским академическими симфоническими оркестрами, с камерными оркестрами — «Времена года», «Амадеус», «Hellas-Orchestra of Patras» (Греция), оркестром Государственного Эрмитажа и Камерным оркестром Большого театра.
В 2005 г. в качестве дирижера-постановщика осуществил постановку оперы «Снегурочка» в Башкирском государственном театре оперы и балета (г.Уфа).
В сезоне 2006-2007 гг. сотрудничал с ансамблем «Студия новой музыки», с которым исполнил ряд сочинений ХХ века, в том числе монодраму А.Шенберга «Ожидание» — первое исполнение в России камерной версии (композитор Ф.Караев) оперы.
С сезона 2008-2009 гг. является главным приглашенным дирижером Екатеринбургского государственного академического театра оперы и балета.
Его оперный репертуар в театре: «Евгений Онегин», «Травиата», «Богема», «Снегурочка», «Царская невеста», «Хованщина», «Князь Игорь», «Руслан и Людмила», «Борис Годунов», «Сатьяграха» Ф.Гласса, «Пассажирка» М.Вайнберга, «Русалка» А.Дворжака, «Волшебная флейта» В.А.Моцарта. Дирижирует балетами «Щелкунчик», «Ромео и Джульетта», «Снежная королева» А.Васильева.
Выступил там в качестве дирижера-постановщика опер «Мадам Баттерфляй» Дж.Пуччини (гастролировал с этим спектаклем в г.Лиссабоне и других городах Португалии), «Пиковая дама» П.Чайковского, «Hänsel und Gretel» Э.Хумпердинка.
В 2011 г. стал дирижером-постановщиком балета «Катя и принц Сиама» на музыку П.Овсянникова (хореограф В.Медведев), а в 2014 г. дирижировал премьерой балета «Щелкунчик» П.Чайковского (ред. В.Вайнонена). В 2016 г. поставил балет «Золушка» С.Прокофьева (хореограф Н.Малыгина).
Неоднократно участвовал с этим театром в Международных фестивалях танца и музыки в г.Бангкоке (Таиланд), где наряду с оперными и балетными спектаклями исполнил в концертах симфоническую сюиту «Шехеразада» Н.Римского-Корсакова, «Богатырскую» симфонию А.Бородина и Девятую симфонию Л.ван Бетховена.
В 2015 г. дирижировал юбилейными оперными гала-концертами «175-летие П.И.Чайковского» (где был и автором проекта) и «70-летие Победы».
С сезона 2009-2010 гг. сотрудничает с Российским Национальным Оркестром (художественный руководитель М.Плетнев), с которым исполнил симфонии – №7 Л.ван Бетховена, №8 А.Дворжака, №5 и №15 Д.Шостаковича, №6 А.Глазунова, №3 оркестровую сюиту П.Чайковского , «Реквием» Э.-Л.Уэббера, кантату «Иоанн Дамаскин» С.Танеева и другие сочинения. Участвовал в III Большом фестивале РНО в Москве. Выступал с известными музыкантами – М.Плетневым, А.Рудиным, О.Бородиной и др.
С 2009 г. постоянно сотрудничает с Новосибирским академическим симфоническим оркестром.
В 2012 г. стал дирижером-постановщиком балета «Дама с камелиями» на музыку Дж.Верди (хореограф В.Медведев) в Национальном театре Боснии и Герцеговины (г.Сараево). Дирижировал там балетом «Лебединое озеро» П.Чайковского.
В 2012 г. дирижировал премьерой балета «Эсмеральда» на музыку Ц.Пуни (хореографы Ю.Бурлака и В.Медведев) в Национальном оперном театре г.Мехико (Мексика).
В 2013 г. дирижировал оперой «Травиата» в Михайловском театре (г. Санкт-Петербург).
С 2013 г. является приглашенным дирижером балетной труппы Universal Ballet (г.Сеул, Корея).
В 2014 г. гастролировал с ними в г.Боготе (Колумбия) с балетом «Shim Chung».
Под его руководством в Сеуле прошли премьеры балетов «Онегин» (2013 г, музыка П.Чайковского, хореография Дж.Крэнко), «Жизель» А.Адана (2014 г, версия Мариинского театра в редакции О.Виноградова), а в 2015 г. мировая премьера балета «Жизель» (хореограф Graeme Murphy, композитор Christopher Gordon) и «Баядерка» Л.Минкуса.
В 2017 г. дирижировал заключительными гала-концертами 35-го «Шаляпинского фестиваля» в Татарском академическом государственном театре оперы и балета им. М.Джалиля (г. Казань).
С сентября 2018 г. по август 2022 г. являлся художественным руководителем и главным дирижером Томского академического симфонического оркестра.
В 2018 году участвовал как член жюри в фестивале Московской филармонии «Другое пространство» с последующим исполнением произведений молодых композиторов (мировая премьера).
В 2018-2019 гг. в рамках международного фестиваля «Классическое лето имени Эдисона Денисова» подготовил и исполнил с Томским АСО мировые премьеры: пьесы Дмитирия Смирнова «Три портрета», симфонической поэмы Алексея Чернакова «Сибирская поэма» и симфонии «Зеркало» Андрея Тихомирова, а также поставил оперу «Иван солдат» Э. Денисова на сцене Томской филармонии.
В 2019 дирижировал балеты в театрах Сеула (Южная Корея): «The Love of Chunhyang” и «The Blindman’s Daughter” на музыку П.И. Чайковского и К.Б. Пиккарда.
В 2018-2019 выступал с известными музыкантами – Д. Мацуевым, В. Постниковой, К. Делангем (Франция), С. Догадиным, А. Притчиным, А. Баевой, Д. Шаповаловым.
12 марте 2020 года вместе с Томским академическим симфоничеким оркестром и Б. Березовским (фортепиано) дал концерт на сцене Концертного зала им. П. И. Чайковского в рамках абонемента Московской филармонии»Шедевры русской классической музыки: Оркестры России».
В сезоне 2020-2021 гг. вместе представил несколько российских и томских премьер: Десятую симфонию Г. Малера; Концерт для двух фортепиано с оркестром Б. Мартину; «Медитацию на старочешский хорал «Святой Вацлав» Й.Сука; Симфонию №4, Концертино для скрипки с оркестром, песню «Бессмертный полк» К. Лакина; симфоническую поэму «Цветы зла» и музыку к фильму «На озерах Казахстана» А. Локшина; песню «Памяти отца Александра» В. Шишкарева: «Fratres» для струнного оркестра и ударных А. Пярта.
В 2020-2021 году в рамках абонемента Томской филармонии «Главный представляет» и «Музыка мира» выступал с В. Репиным (скрипка), Е. Мечетиной (фортепиано), Д.Мацуевым (фортепиано), Г. Казазяном (скрипка), Б. Андриановым (виолончель), С. Поспеловым (скрипка), И. Стачинская (флейта), Александром Раммом (виолончель).