Орган LIVE
Мини-концерт и чат в прямом эфире
ВЕСЬ БАХ В ПРЯМОМ ЭФИРЕ, ЧАСТЬ IX
Онлайн-концерт будет доступен до 12:00 часов следующего дня
В программе:
И.С. Бах.
Фантазия и фуга до минор
Концерт Соль мажор по герцогу Саксен-Веймарскому в 3 частях
Органная книжечка: «вероучительные» хоральные прелюдии
Прелюдия и фуга Соль мажор
Исполнители:
Дмитрий УШАКОВ, орган
Очередной концерт из цикла «Весь Бах в прямом эфире» приглашает слушателей в город Веймар, где Иоганн Себастьян Бах прожил 9 лет, начиная с 1708 года. Именно здесь были написаны произведения, которые автор проекта «Орган. Live» Дмитрий Ушаков включил в программу концерта: Фантазия и фуга до минор; Концерт Соль мажор по герцогу Саксен-Веймарскому в 3 частях; «Органная книжечка»; Прелюдия и фуга Соль мажор.
В Веймар 23-летний композитор и органист И.С. Бах приехал со всей семьей по приглашению молодого герцога Веймарского на место придворного музыканта. Герцог Иоганн Эрнст IV Саксен-Веймарский проявлял острый интерес и любовь к искусству, более того, он сам сочинял музыку. В своей резиденции в Веймаре, в так называемом Красном Замке, герцог и его сводный брат часто устраивали концерты.
Для Баха веймарский период – время композиторской зрелости, когда на свет появились его самые лучшие органные произведения. К таким смело можно отнести Фантазию и фугу до минор, в которой наиболее ярко и полно проявилась дерзновенность баховских экспериментов. Это, как пишут музыковеды, «одно из грандиозных звуковых сооружений композитора», где патетика предстаёт как вдохновенный выплеск мыслей и чувств.
У Концерта Соль мажор есть предыстория: в 1712 году молодой герцог Иоганн Эрнст отправился в тур по Голландии и Бельгии, а по возвращении написал 9 скрипичных концертов в вивальдиевском духе. О качестве сочинений может свидетельствовать тот факт, что Бах переработал четыре из них. Один из этих концертов, До мажор, существует только в виде баховских переложений.
Хоралы из «Органной книжечки» звучали ранее в цикле «Весь Бах в прямом эфире», в этом концерте Дмитрий Ушаков исполнит «вероучительные» хоральные прелюдии.
Прелюдия и фуга Соль мажор продолжит и завершит тему церковной музыки. Ибо это сочинение музыкальными средствами воспроизводит сюжет Ветхого Завета об искушении змеем Евы. Прелюдия передаст образы блаженного рая, прелести райской жизни, а трактовка темы фуги, по словам А. Швейцера, напоминает извивающиеся змеиные кольца.
Возможны изменения