24 мая в Органном зале будет звучать фуга. Много фуги. Красивой, виртуозной, очень «вкусной» на слух. И если проводить аналогию с блюдом из рыбы-фугу, которую мы обозначили в главном анонсе концерта, то в меню даже самого изысканного ресторана вряд ли встретишь такое изобилие вариантов этого блюда, как в предстоящей музыкальной программе. В роли музыкального шеф-повара – Дмитрий Ушаков, органист, музыковед Томской филармонии, автор, ведущий и исполнитель концерта «Готовим фугу».
Дмитрий Феликсович, а вам самому этот жанр по вкусу?
– Очень редко бывает органный концерт, в котором хоть какая-то фуга да не прозвучит, поэтому у органистов нет выхода, они просто обязаны любить фугу (улыбается). А если серьёзно, то да, по вкусу. Фуга – это очень органный жанр: фуга сама по себе, фуга с чем-то (прелюдия и фуга, токката и фуга, фантазия и фуга), хоральная фуга или фуга как часть сонаты и т.д. и т.п., поэтому остаться равнодушным просто невозможно – что-то точно придётся по душе.
И всё-таки зачем столько фуги за один раз?
– Мне кажется, что такой концерт из всех органных концертов должен получиться самым органным, потому что фуга – это, безусловно, самый органный жанр. И те, кто хочет услышать орган таким, каким он должен быть, – этот концерт для них. Потому что здесь никаких компромиссов нет. Здесь музыка органа даже не на 100, а на 200 процентов.
Какую фугу вы будете «подавать» зрителям впервые?
– Концерт ре минор Вивальди-Баха и Третью хоральную фантазию из 52-го опуса Регера (в обоих произведениях есть фуга) я подготовил специально для этого концерта. Прелюдия и фуга фа мажор Букстехуде тоже у нас не звучала – за последние 11 лет в Томске я ни у кого её не слышал, и сам здесь не играл.
Расскажите, пожалуйста, ещё раз о концепции концерта для тех, кто ещё не успел познакомиться с главным анонсом, в котором мы об этом говорили.
– Повар, который готовит рыбу-фугу, должен иметь специальную лицензию. Я не помню кто именно, но кто-то из современников «Искусства фуги» Баха говорил: «Тот, кто хочет научиться делать хорошую фугу, должен обязательно купить «Искусство фуги» Баха». То есть в каком-то смысле композитор, который хочет написать хорошую фугу, тоже должен получить специальную лицензию, долго-долго поучившись это делать. У меня был такой ассоциативный ряд.
Чтобы исполнить фугу, тоже, можно сказать, нужна лицензия, а вот чтобы послушать, достаточно просто купить билет!
КУПИТЬ БИЛЕТ на концерт «Готовим фугу» прямо сейчас. Концерт входит в проект «Пушкинская карта» и открывает музыкальный фестиваль «Летние вечера в Органном зале-2023»