Здесь люди и музыка становятся друзьями...

Арфистка Екатерина Лаптева отметила полувековой юбилей творческой биографии вместе с Томским оркестром

17 сентября исполняется 50 лет, как на работу в Томский симфонический оркестр была принята Екатерина Иннокентьевна Лаптева. С сентября 1973 года она остается первой и единственной арфисткой оркестра. Накануне творческого юбилея Лариса Валерьевна Важова, и.о. начальника департамента по культуре Томской области вручила юбиляру Почетный знак «За вклад в культуру Томской области». Коллеги исполнили в честь Екатерины Иннокентьевны туш.

Двумя неделями раньше с творческим юбилеем первую арфу Томского академического симфонического оркестра поздравляли ее преданные поклонники на концерте, который так и назывался «Первая арфа».

Кто тут первый?

Розы, лилии, альстромерии, хризантемы и другие сорта цветов в разных композициях и невероятных количествах были сформированы в десятки букетов. К шести вечера 3 сентября все продавцы в цветочных магазинах в округе Органного зала знали, что Томская филармония чествует Екатерину Лаптеву, свою единственную арфистку. Поклонники, не сговариваясь, как будто решили обеспечить необходимый «реквизит» для Вальса цветов, где Чайковский, сочиняя музыку к балету «Щелкунчик», специально для арфы написал красивейшее соло.

… Американская арфа стояла на авансцене, рядом с дирижерским пультом. Она была нарядна и выделялась среди прочих оркестровых инструментов, как невеста перед венчанием. Её на специальном транспорте, с особыми предосторожностями перевезли из Большого концертного зала. Она впервые должна была звучать под сводами Органного зала. Впервые специально для концерта «Первая арфа» артист и дирижёр Томского академического симфонического оркестра Владимир Дорохов сделал новые инструментовки известнейших сочинений.

Однако честь называться «первой» выпала не этой респектабельной «американке» и тем более не старой, проверенной многолетним опытом «ленинградке», которая, как «порфироносная вдова», стояла в нише, у стены. Первой арфой в Томском оркестре зовут и считают Екатерину Иннокентьевну Лаптеву. И это звание она удерживает за собой уже полвека. Именно полувековому юбилею и был посвящен ее творческий вечер.

Программа была составлена так, чтобы звуки арфы уносили слушателей далеко от земных страстей – то в мир ангельской гармонии и тишины, как в интермеццо к опере «Сельская честь» Пьетро Масканьи, которым открыли концерт, то в мир сказочного волшебства – когда зазвучала музыка из «Спящей красавицы» Петра Чайковского. О вечности и беспорочности напомнила арфа Екатерины Лаптевой во время исполнения «Аве, Мария» Шарля Гуно – Иоганна Себастьяна Баха…

Груз искусства

Но чтобы извлекать эти божественные звуки, надо иметь железную волю, приложить адский труд и недюжинную силу. Кроме того, требуется феноменальная координация движений, усидчивость… Ведь арфу нужно держать на весу! Во время исполнения музыкант наклоняет инструмент на себя, одновременно перебирая 47 струн и нажимая на 7 педалей.

— И никакого маникюра и длинных ногтей! Так нам объявили на первом занятии, — вспоминает Екатерина Иннокентьевна.

Ее знакомство с арфой произошло в Томском музыкальном училище, куда она поступила после музыкальной школы, где училась по классу фортепиано.

— Однажды на теоретическое отделение пришла арфистка из Томского симфонического оркестра Наталья Титова и спросила: «Кто хочет заниматься на арфе?». Поднялся лес рук. Записалось человек двадцать, начало заниматься пять, а закончила я одна, — продолжает рассказ моя собеседница.

Причем на выпускном курсе ей пришлось ездить в Барнаул, чтобы брать уроки у педагога, которая к этому времени сменила место жительства.

В Новосибирскую консерваторию Екатерина Лаптева сразу поступала «на арфу». Годы ученичества не разочаровали ее в инструменте, который она полюбила. К тому же характер: если уж что-то выбрала, надо идти до конца. Целеустремленность – главная черта Екатерины Иннокентьевны. Ее педагогом в вузе стала Надежда Покровская, которая к тому времени оставила Новосибирский театр оперы и балета и перешла в консерваторию (сегодня Надежда Николаевна имеет звание профессора Новосибирской государственной консерватории им. Н.И. Глинки).

Строгость и предупреждение

Екатерину Иннокентьевну все сотрудники филармонии тоже считают профессором, даже академиком. Она знает всех и помнит всё! Более 30 лет она была ведущей концертов. Своим хорошо поставленным голосом она объявляла имена известных артистов, которые выступали вместе с оркестром.

С ее фразы: «Господа артисты – за кулисы!» — начинается любой концерт. Потому что она уже много лет добросовестно исполняет обязанности инспектора оркестра, то есть следит за дисциплиной. И у нее не забалуешь! Опаздывающие на репетицию, как огня боятся, ее сдвинутых бровей. Даже дирижеры подчиняются ее волевому жесту, когда она поднимает вверх руку с часами (теперь с мобильным телефоном), показывая, что пора сделать перерыв в репетиции.

Строгость во время антракта сменяется доброжелательностью и хлебосольством. Нет такого человека в оркестре, кто бы ни отведал фирменных пирогов Екатерины Иннокентьевны. И во время гастролей к ней идут все музыканты за самым необходимым: иголка, нитки, сахар, соль, консервный нож, простой карандаш, мазь или спрей от комаров – всё находится в «закромах» инспектора оркестра.

Педалей нет, вилочки нет, а музыка есть

На просьбу рассказать интересный случай из концертной или гастрольной жизни Екатерина Иннокентьевна откликается легко. Но то, что она рассказывает с улыбкой, у слушателя вызывает шок.

На одном из больших концертов у арфы сломалась «вилочка». Маленькая, не заметная глазу зрителя, деталь. Мелочь вроде бы… Но именно с помощью этой «вилочки» и рождается звук. В антракте всё починили, но и ДО антракта арфу было слышно!

А разве можно забыть случай на гастролях в Китае?! Нашему оркестру предоставили арфу согласно райдера, но… без педалей! Вместо них торчали небольшие огрызки. Знаете, что сделала Екатерина Иннокентьевна? Сыграла! Как всегда, блестяще! На носочках! Что там Паганини с подрезанными струнами, когда за плечами многолетний опыт, а в руках – мастерство…

Любовь и преданность

А ведь и «железная» Екатерина Лаптева тоже испытывала страх и ужас. Но было это в самом начале ее творческого пути. Когда выпускница Новосибирской консерватории вернулась домой с дипломом специалиста.

— Мне предлагали Челябинск и Минск, но я точно решила вернуться к родителям, в родной Томск. Тем более, в оркестре не было арфистки, — говорит юбиляр.

В августе 1973 года она пришла устраиваться на работу в Томскую филармонию. Ее с радостью встретил тогдашний директор Эммануил Борисович Зайдман и прагматично предложил: «Сейчас оркестр в отпуске, приходите в сентябре». Она пришла, а в ее трудовой появилась запись от 17 сентября 1973 года: «Принята на работу в оркестр, в группу арф». Арфа была одна.

А в Адажио из «Щелкунчика» должно звучать две арфы. Так задумал композитор. Поэтому на свою первую репетицию с оркестром молодая арфистка вышла с круглыми от страха глазами и бледным лицом. Адажио она разучивала дома под пластинку. И хотя партия арфы основана на обычной гамме, но надо сыграть так, как будто звучат два инструмента. И Екатерина сыграла!

Дочь профессора

Тогда в зале, среди зрителей сидели ее родные и знакомые семьи. Для них она была дочерью известного профессора Томского университета, прекрасного биолога, автора учебника по охране окружающей среды Иннокентия Прокопьевича Лаптева.

— Я росла в семье университетского профессора, мне все пророчили математическое будущее. Но меня наука не привлекала, — признается Екатерина Иннокентьевна. – Музыка окружала с детства: папа играл на трубе, на гитаре, на балалайке, на фортепиано. Мое детство прошло в доме, где нашими соседями были семьи профессоров Куваева, Моряковского, Зуева, Бурова, Соломина, Флюрова, Алякринского. Они, как и мои родители, вернулись с фронта. И мы вместе налаживали мирную жизнь. Хороший был дом. Жили очень дружно. Праздники все всегда встречали вместе. Папа солировал и аккомпанировал другим. В общем, это были настоящие домашние концерты.

И на юбилейном вечере Екатерина Лаптева тоже одна за двоих исполнила свою партию во время Адажио из «Щелкунчика». Кстати сказать, пятьдесят лет назад она впервые вышла именно на сцену Органного зала. Правда, тогда зал назывался Малым, а Большого концертного зала еще не было даже в проекте. Орган установили здесь только через восемь лет после описываемых событий. Томским симфоническим оркестром руководил в ту пору Борис Бабенко.

— Он меня научил всему. Прекрасный человек, читал Шекспира в подлиннике только, никогда ни с кем не конфликтовал, — с чувством глубокого восхищения говорит ветеран оркестра.

Изумительное глиссандо

О первых концертах Екатерины Лаптевой напомнила слушателям и директор Томской филармонии, кандидат искусствоведения Наталия Чабовская, когда поздравляла с юбилеем единственную арфистку оркестра.

— Сколько себя помню, столько помню и Екатерину Иннокентьевну на концертной сцене, — призналась она. – Ее судьба от судьбы филармонии не отделима. Много раз она была награждена почетными грамотами, есть у нее даже значок «Отличник культурного шефства над вооруженными силами СССР», в советское время избиралась народным депутатом. Ее портрет висел на Доске почета Советского района города Томска.

Специально на юбилейный вечер к Екатерине Иннокентьевне прилетела ее племянница из Санкт-Петербурга. Она, увы, одна за всех представляла некогда очень большую дружную семью. Своей семьи моя героиня не завела, так как ей пришлось ухаживать сначала за больной мамой, потом за больным братом. Сегодня ее семья – это кот и собака. Кот мирно дремлет на арфе, когда Екатерина Иннокентьевна дома репетирует, а восточно-европейская овчарка мирно дремлет рядом с хозяйкой. Под звуки арфы хорошо мечтать о счастье.

— Я бы хотела быть такой же дисциплинированной, как Екатерина Иннокентьевна, — призналась солистка филармонии Екатерина Клеменс. – К ней я очень хорошо отношусь. Она мне симпатична как музыкант и как человек. Екатерина Иннокентьевна живёт в одном доме с моей мамой, где я жила в детстве. Я её помню с детства. Она часто гуляла во дворе со своим псом, который знал разные команды. Пес был очень умный, благодаря дрессировке Екатерины Иннокентьевны.

На концерте «Первая арфа» Екатерина Клеменс спела арию Лауретты из оперы Пуччини «Джанни Скикки», а аккомпанировала ей Екатерина Лаптева. Вместе с Анатолием Воронцовым (виолончель) арфа Екатерины Иннокентьевны солировала в знаменитейшей миниатюре Сен-Санса «Лебедь», кстати, здесь арфа заместила собой фортепиано. И вновь арфа и виолончель звучали как два солиста, когда оркестр под управлением Владимира Дорохова исполнял вторую часть Второго фортепианного концерта Сергея Рахманинова, но без фортепиано. Честь выступить в концерте вместе с юбиляром разделили скрипачи Татьяна Строкова и Семен Промое. Дальневосточный колорит в юбилейный вечер внесла музыка корейского композитора-пианиста Рума, в композиции «River Flows in You» арфе была отдана гармоническая функция, а солировал виброфон Александры Смирновой.

В завершении концерта как подарок самой себе Екатерина Иннокентьевна исполнила соло в любимом ею Вальсе цветов из балета «Щелкунчик». За изумительное глиссандо Лаптевой целовали руки все маэстро, с которыми ей довелось выступать. После юбилейного концерта дирижер Владимир Дорохов искренне благодарил свою коллегу. «Мне кажется, за всю историю Томского симфонического оркестра подобных концертов ни разу не было», — отметил он.

Татьяна ВЕСНИНА
Фото: Елена АСТАФЬЕВА