Система Виртуальных концертных залов Томской областной государственной филармонии вновь оказалась в фокусе внимания культурной общественности. Практика учреждения культуры нашего региона была приведена в пример на X Международной конференции XVIII Зимнего международного фестиваля искусств в Сочи (артистический директор фестиваля – Юрий Башмет).
Томская филармония – пока одна из немногих – активно развивает именно систему ВКЗ. В настоящее время в Томской филармонии 24 виртуальных зала: 23 в муниципалитетах Томской области и один на подшефной территории – в посёлке Приазовское Запорожской области.
– Развитие системы ВКЗ – это одно из актуальнейших направлений в деятельности концертных организаций, – говорит Наталия Чабовская. – Ведь виртуальный концертный зал – это, по сути, филармонический зал. Посредством системы ВКЗ филармонии могут, выполняя свою основную миссию, обеспечивать широкий доступ к образцам академической музыки еще большему числу людей, включая тех, кто проживает далеко от райцентров.
Согласно госплану, на сегодня в нашей стране должно быть создано 500 ВКЗ. Опытом томичей заинтересовались представители ряда филармоний, включая те, которые расположены в центральной части России.
– Из других актуальных тем конференции отмечу звукозапись академической музыки, лицензирование, взаимодействие в рамках БРИКС (культурные обмены), привлечение профессионального сообщества (журналистов и критиков) к культурным событиям, лучшие практики в решении кадровых вопросов и культурные проекты, меняющие лицо региона, – перечислила Наталия Чабовская.
Культурная программа Фестиваля – насыщенна, мероприятия идут одно за другим одновременно на четырёх площадках – в Зимнем дворце, в Зале органной и камерной музыки, в зале «Чайка» на МорВокзале и в концертном зале «Амфитеатр» (Красная поляна).
– Я посетила ключевые программы и гала-концерт Зимнего международного фестиваля искусств в Сочи, и обратила внимание на то, что все они представляют собой синтез разных видов искусств, – подчёркивает Наталия Чабовская. – Новые формы призваны сделать академическую музыку доступной для понимания широкой аудитории. Всё чаще в одной программе соединяются музыка, слово, свет, видеоряд – всё то, что сочетаем мы в значимых мероприятиях Томской филармонии. В общем, мы – в тренде, мы работаем в этом направлении, и будем ещё больше уделять этому внимание в тех проектах, которые это будут предполагать. И, конечно, все эти проекты транслируются в наших ВКЗ!
На конференции также были озвучены итоги конкурса «Лучшая практика ВКЗ». Конкурс проводился в третий раз. В 2024 году на конкурс было подано 127 заявок. Томская филармония – как победитель предыдущего года – не могла в нём участвовать.