В первом отделении мы буквально дышали музыкой Моцарта, во втором совершили невероятное путешествие с Дворжаком.
Вечером 28 августа Томский академический симфонический оркестр выступил под управлением скрипача и дирижера Ильи Гайсина (Москва).
Илья Гайсин – один из выдающихся скрипачей современности, дирижер-ассистент Теодора Курентзиса, приглашенный дирижер и солист Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга, приглашенный дирижер Израильского филармонического оркестра.
Этим летом в Зальцбурге, на родине Моцарта, на одном из самых престижных музыкальных фестивалей Илья Гайсин вместе с Теодором Курентзисом работал с оркестром Utopia: исполняли Четвертую симфонию Малера и Второй фортепианный концерт Шостаковича. В Томске же Илья Гайсин в третий раз, и в третий раз играл Моцарта.
Очевидно, произведения выдающегося композитора XVIII века занимают значимую роль не только в репертуаре Ильи Гайсина, но и в его сердце.
Илья Гайсин не раз бывал в городах, где жил и работал Моцарт. Бывал и «в гостях» у композитора, юбилей которого – 270 лет со дня рождения – наступит в следующем календарном году, однако музыкальный мир отмечает его на протяжении всего концертного сезона.
«Я был в музее-квартире Моцарта в Вене, и, разумеется, был в доме-музее в Зальцбурге, – рассказал Илья Гайсин. – Но, честно скажу, партитуры Моцарта говорят мне о нем как о композиторе и как о личности в сотни раз больше».
Да, Моцарт там, где звучит его музыка! И 28 августа Моцарт совершенно точно был в Томске, с нами.
Исполнение Четвертого концерта для скрипки с оркестром Моцарта стало настоящим откровением для слушателей, покорив их своей красотой и волшебным звучанием старинной скрипки, созданной знаменитым мастером XVII века Николой Амати. В этом исполнении особое внимание привлекали и авторские каденции, написанные Ильей Гайсиным. Эти удивительные музыкальные вставки подчеркивали глубокое понимание исполнителя стиля Моцарта и делали все произведение не похожим на другие исполнения.
На бис Илья Гайсин сыграл вторую каденцию. А прежде, чем приступить к исполнению, пошутил, что делает такой выбор «в своем нарциссическом настроении». На самом деле, музыкант сделал это в настроении уважения к наследию Моцарта и желании делиться своим – очень бережным – отношением к его музыке.
Прозвучавшая во втором отделении Девятая симфония Дворжака принадлежит к числу лучших сочинений не только самого чешского композитора, но и мировой симфонической музыки второй половины XIX века.
Пожалуй, самое удивительное качество Дворжака – его поразительная чуткость ко всем культурным явлениям, открытость и внимание к локальному колориту не только своей страны, но и иных, экзотических для него регионов.
Однако в этот раз исполнение Девятой симфонии Дворжака томских слушателей потрясло своей героической и патетической силой. Музыка, полная эмоций и глубины, перенесла зрителей в мир величия и торжества. Каждая нота звучала с такой мощью, что создавалось ощущение, будто оркестр передает волнение и стремление к свободе.
Симфония, известная своей яркой мелодикой и богатой оркестровкой, позволила музыкантам продемонстрировать не только техническое мастерство, но и глубокую интерпретацию произведения. Это исполнение оставило незабываемое впечатление, напомнив о силе музыки как средстве выражения человеческих чувств и переживаний.
После того, как в воздухе растаяли последние звуки симфонии, последовал залп аплодисментов.
Слушатели явно не хотели расставаться с Ильей Гайсиным – ярким исполнителем, талантливым дирижером и добрым другом Томской филармонии. И это взаимно: Илья Гайсин тоже будет рад новой встрече: «Я всегда с нетерпением жду встречи с Томским оркестром, но в этот раз мы стали понимать друг друга еще лучше. Я получил огромное удовольствие от репетиций: музыканты относятся к процессу с энтузиазмом. Как же приятно видеть блеск в их глазах и отсутствие обычного «оркестрового» равнодушия! На концерте оркестр играл на максимуме. Что касается Моцарта, аккомпанировать без дирижера – особенно трудная задача, и здесь музыканты проявили чуткость, мастерство и чувство стиля. Я очень доволен и результатом нашей работы над симфонией Дворжака. Строй духовых в сложнейших хоралах, баланс и интонация внутри струнных групп, соло английского рожка, соло двух валторн, все soli концертмейстеров струнных (также отмечу прекрасное solo скрипачки из группы первых скрипок в каденции ко второй части Концерта Моцарта), эмоциональный накал, тонкая агогика, необходимая в этой симфонии, – все было на высоте. Я в предвкушении наших будущих встреч и совместного создания новых интерпретаций гениальной музыки!»
Текст: Ирина ГЮНТЕР
Фото: Елена АСТАФЬЕВА