Ксения Фёдорова: «Взаимопомощь, доброта, светлый взгляд на вещи, находчивость и фантазия – надо учить этому детей!»
26 марта в Органном зале Томской филармонии прозвучит сказка «Цветочные секреты». Её придумала современная столичная писательница Ксения Фёдорова – автор 5 детских книг, её сказки звучат по «Радио России», радио «Маяк», «Русскому миру», их читают на филармонических сценах страны. В преддверии концерта мы взяли у Ксении интервью.
«Цветочные секреты»: как возникла эта сказка? Есть ли предыстория?
– Сказка «Цветочные секреты» написана под впечатлением от посещения Аптекарского огорода Ботанического сада МГУ и сказки Ханса Кристиана Андерсена «Цветы маленькой Иды» – единственной сказки литературного классика для детей. Об этом немногие знают, но Андерсен, как и Оскар Уайльд, которых я считаю своими литературными «наставниками», сочиняли сказки для взрослых.
Вы пишите о 6-летней девочке. А помните ли вы себя в этом возрасте? Какой вы были?
– Память у меня отличная! Первое впечатление о себе и окружающем мире – месяца в четыре. Поэтому в 6 лет я точно себя осознавала и помню. Мечтала стать художником. Уверена была, что стану. И стала. Очень любила фантазировать, читать с родителями, рисовать – много-много – и гулять в нашем саду у дома. Мы жили в частном доме, у нас росли садовые цветы: ирисы, тюльпаны, лилии. Это была сельская местность. Садовых ромашек не было, как и роз, гладиолусов, мальвы, нарциссов – в начале 90-ых годов XX века они не у всех были в наших сибирских местах. Поэтому всякий раз к празднику вроде 8 Марта было чудесно и удивительно рассматривать эти красивые цветы. Зато вокруг было много полевых цветов! И я знаю такие названия, которые не каждый коренной москвич знает! Обожаю цветы. Дома – 6 ваз. Много рисую цветы. На выставках картин, нарисованных губной помадой (это моё ноу-хау с 1995 года), цветы занимают видное место.
Для каких детей вы пишите?
– Я пишу для… для детей я пишу. Хотела сказать «для современных», потом передумала. Конечно, жизнь внесла ого-го какие коррективы в наш быт. В мои детские годы ни Агния с Павлом Барто, ни Елена Благинина, ни Самуил Маршак не писали о безопасности в метро, интернете и детских автомобильных креслах. Я написала книжку в стихах по безопасности для детей в 2012 году. И это стало уместным. Моя сказка «Заюшкина избушка в XXI веке» вошла в проект правительства Москвы «Техносказки» в 2020 году, в этом сезоне она идёт по филармониям как музыкальная. Но всё же есть то, что должно оставаться на века вне зависимости от технопрогресса. Вот отключили сейчас нам часть соцсетей. И что? Взаимопомощь, доброта, светлый взгляд на вещи, находчивость и фантазия – надо учить этому детей. И 500 лет назад, и сегодня, и через 100 лет. Я – про это. И про красивый русский язык, который должен знать каждый россиянин.
Эта сказка – о волшебстве. Было ли волшебство в вашем детстве? Есть ли волшебство в вашей взрослой жизни?
– Волшебства нет у того, кто в него не верит. Не верит и знать не хочет. Тогда всё глухо. Нужно открыть себя радости и любви, благодарности за каждый миг своей жизни. И убрать потребительский взгляд на вещи: мне должны дать волшебство. Оно уже дано от рождения – это чудо новой жизни. Посмотрите, как радуются и смеются дети, понаблюдайте за собаками, кошками, которые нежатся на солнышке. Вот оно – рядом. Бери! Но человек хочет конфетти, облако из театральной дым-машины и волшебника в голубом вертолёте. А когда кто-то лишается глаза или ноги, он вдруг понимает, что счастье было видеть или ходить. Почаще нужно об этом думать.
Ксения Фёдорова – не только писательница, но и художница, режиссёр-постановщик кино, продюсер концертов классической музыки, член Союза писателей России, Ассоциации искусствоведов России (г. Москва), сотрудничает с «Союзмультфильмом».
Маленьким томичам сказку «Цветочные секреты» расскажут Мария Блажевич (орган), Екатерина Клеменс (сопрано) и Василина Сыпченко (художественное слово).
«Цветочные секреты» – концерт абонемента № 7 «Сказки дядюшки органа».