Ирину Гаудасинскую можно представить, как оперного режиссера, президента благотворительного фонда Ирины Богачевой «Арт-Петербург», художественного руководителя академии «Авансцена», ведущую радиопередачи «Онегин» на «Радио России», члена Союза театральных деятелей РФ, лауреата международных конкурсов. А можно – просто: внучка знаменитой оперной певицы Ирины Богачевой и профессора Санкт-Петербургской консерватории Станислава Гаудасинского, а также один из организаторов проекта «На встречу с оперой». Сразу после ее лекции «Иди на голос» мы спросили Ирину Константиновну, как удается привлекать слушателя в неоперном городе на концерт, где звучат оперные арии? Что хорошего в опере? Почему надо идти на голос?
– Мой опыт знакомства с городами, где нет своего оперного театра, говорит о том, что у большинства жителей действительно нет привычки, нет навыка слушать оперу, потому что не сформирована такая потребность. Я понимаю, о чем вы спрашиваете. Конечно, немало людей, которые не представляют себе, что можно провести вечер в филармонии или в театре. Безусловно, системно такое «лечится» только постоянным и кропотливым воспитанием своего слушателя.
Моя главная позиция как режиссера – это объяснять людям, что опера – это не страшно. Признаюсь, даже среди моих знакомых, не связанных с академическим пением, есть такие, кто искренне считает, что он ничего не понимает в опере, и что она не для него: «И что, я должен пять часов сидеть и слушать ЭТО страшное, что орет на меня со сцены? Зачем я должен это терпеть»? Ну, во-первых, никто не заставляет обязательно сидеть пять часов, отвечаю я, во-вторых, театр – это либо про удовольствие, либо про просвещение. И если хочешь что-то новое о себе узнать, то лучше попробовать послушать оперу.
Как я уже говорила, в искусстве театра есть аполлоническое начало (высокая трагедия, переживание, катарсис) и дионисийское (комедия, смех, там, где удовольствие). Так вот, я за то, чтобы начинать с диониссийского искусства. Поэтому предлагаю неподготовленному зрителю (слушателю) начать с посещения концерта лауреатов премии «Онегин». Это шанс даже для тех, у кого сформировано отторжение оперного искусства детской травмой (когда мама сказала, если не отсидишь на «Борисе Годунове», на улицу не пойдешь) изменить отношение к опере. Важно то, что в оперном искусстве есть баланс аполлонического и дионисийского начал, то есть серьезного и развлекательного, очень банального, даже чего-то низкого и высокого, фундаментального воздействия на души людей. Мой главный постулат – зритель, приходя в театр, не должен чувствовать себя глупым. Наша программа «На встречу с оперой» – это дать возможность познакомиться с академическим искусством безболезненно и приоткрыть для себя дверь в оперный театр.
Концерт лауреатов национальной оперной премии «ОНЕГИН» с Томским академическим симфоническим оркестром (дирижер – Игорь Берендеев) пройдет в БКЗ Томской филармонии 16 апреля, начало в 19:00 часов. Купить билет можно и «Пушкинской картой».