Во втором отделении проекта «Островский в музыке» Томский академический симфонический оркестр под управлением Игоря Берендеева исполнит Первую симфонию Петра Ильича Чайковского.
Концерты цикла «Литература в музыке» были задуманы следующей после «Сказок с оркестром» ступенькой на лестнице к платформе под названием классическая музыка. Именно поэтому мероприятия состоят из двух частей: первое отделение с чередованием музыкальных номеров и литературно-краеведческих рассказов, второе – цельное, где звучат произведения крупной формы. Так, в «Гоголе в музыке» симфонический оркестр исполнял «Гоголь-сюиту» Альфреда Шнитке, в «Пушкине в музыке» звучала сюита из балета Рейнгольда Глиэра «Медный всадник».
Островский покажет молодому Томску симфонию.
Почему Чайковский? – спросите вы. – Почему Симфония № 1?
Потому что Островский открыл миру Петра Ильича Чайковского, а самому Чайковскому – его стиль, который так любим нами сегодня.
…2 декабря 1859 года в Александринском театре в Петербурге состоялась премьера спектакля «Гроза». Она имела невероятный успех. В прессе об Островском заговорили как о драматурге, который вывел на сцену русский национальный характер в его лучших проявлениях. В образе молодой купеческой жены Катерины Кабановой русскому обществу была представлена замужняя женщина, которая отстаивает своё право любить. Любить того, кого выбрало её сердце.
В зрительном зале спектакль смотрел 19-летний Петр Чайковский, который только что окончил Императорское училище правоведения. Он уже читал пьесу «Гроза» и был сильно впечатлён Катериной. В то время Чайковский ещё не помышлял о композиторской карьере, но чувствовал, что в образе Катерины заключена музыка, мелодия любви и борьбы.
После спектакля «Гроза» стала его любимым произведением на всю жизнь, а Островский сделался любимым драматургом.
«Чуть ли не с тех пор, как он посвятил себя музыке, его мечтой было написать оперу на сюжет его самой любимой русской драмы – «Грозы» Островского», – писал биограф композитора и его брат Модест Ильич Чайковский.
Уже учась на 3 курсе композиторского класса Петербургской консерватории, Чайковский получает от своего педагога Антона Григорьевича Рубинштейна задание на лето: написать оперную увертюру. И Чайковский выбирает сюжет «Грозы».
Это было первое программное сочинение молодого автора. Сохранился карандашный набросок плана увертюры:
«Вступление: адажио (детство Катерины и вся жизнь до брака), аллегро (намеки на грозу), её душевная борьба. Внезапный переход к вечеру на берегу Волги, опять борьба, но с оттенком какого-то лихорадочного счастья. Предзнаменования грозы (повторение мотива после адажио и его дальнейшее развитие). Гроза: апогей отчаянной борьбы и смерть».
Почти семь лет Чайковский лелеял мечту об опере на сюжет «Грозы». О ней он рассказал автору пьесы в 1866 году. Увы, Островский ему отказал. Объяснив, что дал обещание другому композитору, своему другу Владимиру Кашперову. В утешение предложил молодому дарованию сюжет своей другой пьесы – «Воевода». В тот момент мир потерял шанс услышать оперу Чайковского «Гроза». А Чайковский потерял возможность войти в историю музыки как автор нового типа русской оперы.
Опера не только была не написана, даже увертюра не была напечатана и исполнена при жизни композитора. Только после смерти Чайковского Увертюру ре минор к печати подготовил Сергей Танеев, а впервые её исполнил Александр Глазунов.
Почему композитор прекратил работать над оперой, о которой грезил с юности? Это остается загадкой до сих пор. Возможно, повлияла критика Антона Рубинштейна, который остался недоволен увертюрой. Но от своей музыки, музыкальных находок Чайковский не отказался.
Вступление с некоторыми изменениями было симфонизировано: частично перенесено в Увертюру до минор. Тема побочной партии в том же 1866 году была введена во вторую часть Первой симфонии в качестве пейзажного вступления и завершения.
Именно Островский открыл миру композитора с мятущейся и страдающей русской душой. Влияние русского драматурга на Чайковского значительно шире, чем созданная в совместном творчестве музыка к сказке «Снегурочка», опера «Воевода» и увертюра к ненаписанной опере «Гроза».
Композитор учился у Островского искусству драматургии. Эти уроки, полученные у Александра Николаевича, нашли отражение в поэтике «Лебединого озера», «Пиковой дамы», «Евгения Онегина», «Чародейке», «Иоланте» и даже в симфониях.
Размышления над вопросами, которые задаёт в своих «пьесах жизни» драматург, помогли начинающему композитору обрести своё лицо, быстро изжить влияние европейских романтиков и выработать свой неповторимый и узнаваемый стиль.
Как писал музыковед и композитор Борис Асафьев для зрителей революционного Петрограда, «только через обращение к женским думам о «чайках» Островского и через чутьё русской природы Чайковскому удалось так быстро найти своё я».
В своей музыке Чайковский дал ответ на слова и образы великого русского художника родной сцены. И отражение этого мы слышим в Первой симфонии Чайковского, и в «зимних грезах» композитора угадываем образы жителей Калинова, которых вывел на сцену Островский.
Купить билет, в том числе и «Пушкинской картой», можно прямо сейчас.