Здесь люди и музыка становятся друзьями...

Как в разном возрасте мы воспринимаем Гоголя?

Гоголь в музыке: детство-отрочество-юность… мудрость
Как в разном возрасте мы воспринимаем Гоголя?

12 ноября в БКЗ Томской филармонии «Гоголь в музыке». Литературно-музыкально-краеведческий проект, задуманный специально для держателей «Пушкинской карты» (от 14 до 22 лет), но нашедший невероятный отклик и у опытных книголюбов, и даже у исследователей творчества писателя. Известный журналист, кандидат филологических наук, эксперт всероссийской театральной премии «Золотая маска», музыкальный редактор Томской филармонии Татьяна Веснина рассказывает, как человек воспринимает литературу Гоголя в разном возрасте.


Мудрость. «Гамлет наш!»

В филармоническом проекте «Гоголь в музыке» все сходится воедино. Тебе и весело, и смешно, и страшно, как детстве, ты приходишь в восторг от музыки Римского-Корсакова и Чайковского, особенно от «Гоголь-сюиты» Шнитке. И все, что ты читал, смотрел до этого, все это прорастает через музыку в твоем воображении, в твоей душе, всё складывается в такую картину мира, что слова, когда-то сказанные князем и поэтом Петром Вяземским о Гоголе — «Гамлет наш! Смесь слез и смеха» — правдивы. И вот перед тобой совершенно новый Гоголь – собственной персоной явившийся, чтобы напомнить тебе о главном – о любви. О любви к русской литературе, о любви к русской музыке, о любви к русской культуре, что для тебя равно жизни.


Детство. Что такое «Близдиканька»?

Что за веселая фамилия – Гоголь! Ходит гоголем, ест гоголь-моголь, ныряет, как обыкновенный гоголь… И совсем другое: «Горьким словом моим посмеюся» — эти слова выбиты на надгробной плите. Такие разные, далекие друг от друга по смыслу ассоциации возникают рядом с именем, которое часто встречается на корешках книг в библиотеках и в книжных магазинах, на страницах учебников русской литературы, иногда на киноафишах и очень редко – на афишах театральных и музыкальных: Николай Васильевич Гоголь.

Впрочем, если напрячь память и добраться до первого воспоминания, то совсем не Гоголь, а другие веселые и забавные имена – Солоха и Вакула – выскакивают из шкатулки детских, полуразмытых, полузабытых воспоминаний. Ну, конечно, зима, канун Нового года, по телевизору показывают мультик «Вечера на хуторе близ Диканьки». Но ты еще не умеешь читать и только на слух воспринимаешь странноватое название местности: «близдиканьки». «Хутор» тоже не совсем привычное в Сибири слово, но на него не обращаешь внимания, а вот «Близдиканька» притягивает тайной.

Что это за «Близдиканька» – понятие не имеешь, но смотришь во все глаза: и сердце заходится от восторга и страха, то есть тебе, шестилетней, весело, страшно и интересно одновременно смотреть, как из трубы вылетает ведьма на метле, как черт крадет месяц с неба, как толстые дядьки на карачках ползают по снегу, еще смешнее, когда они упихиваются в мешки, а кузнец Вакула таскает за плечами эти мешки, как пушинки. Смотришь на сапожки, которые называют странным словом «черевички» и хочешь такие же, как у той девушки с венком и лентами на голове…


Отрочество. «Поднимите мне веки!»

Тайну «близдиканьки» постигаешь летними каникулами перед пятым или шестым классом, когда задают прочитать «Ночь перед Рождеством», «Майскую ночь, или утопленницу», «Тараса Бульбу», «Страшную месть» и «Вия». И ты читаешь, и тебе снова становится интересно, весело и страшно. Тут ты глазами видишь, что есть два разных слова «близ» (то есть около, под, недалеко) и «Диканька» (название то ли деревни, то ли небольшого городка), и знаешь уже, что все эти жутко интересные истории написал один человек, великий русский писатель – Николай Васильевич Гоголь. О том, что он велик, написано в учебниках. Но по-настоящему его величие и огромное место в твоей жизни тебе еще предстоит понять лет через восемь-десять-пятнадцать.

В подростковом возрасте особенно притягивают страшилки и историю про несчастную любовь. И выискиваешь в сборнике повестей под названием «Вечера на хуторе близ Диканьки» какие-нибудь истории с чертями, русалками, вурдалаками и прочей нечестью… Но ты не обращаешь внимания на эти слова, а внимательно, затаив дыхание, следишь за сюжетом… Что такое «бурса» и зачем священнику Хоме Бруту философия – все потом, потом, а сейчас, сейчас важно знать, останется жив Хома или нет. И потом ночью вспоминаешь про летающий гроб с Панночкой и «поднимите мне веки» — и понимаешь, что такого Гоголя ты не забудешь никогда!


Юность. Люди из мира Гоголя

И когда наступает время знакомиться с вершинами творчества Гоголя – комедией «Ревизор» и поэмой «Мертвые души», ты, как за спасательный круг, хватаешься за дорогие тебе воспоминания о роскошных летних вечерах, проведенных за чтением повестей раннего Гоголя. И с удивлением обнаруживаешь другого Гоголя, когда читаешь его петербургские повести – «Нос», «Портрет», «Шинель», «Записки сумасшедшего», «Невский проспект». Тебе вновь интересно, весело и страшно – но как-то по-другому. А как это «по-другому» ты и выразить не можешь, только чувствуешь, что объем увеличился, что тебя не только сюжет, но, главным образом, притягивают люди, которые живут в мире Гоголя, тебя притягивает, как магнитом, его язык.

Пройдет еще какое-то время и ты, уже в университете, с удивлением обнаружишь, что синтаксис Гоголя в чем-то напоминает синтаксис далеких от него Гюго и Набокова – все трое излагают свои мысли подробно и оформляют в длинные-длинные предложения, которые растягиваются на две-три страницы, такое письмо называется особым термином – «период». То есть эти писатели мыслили периодами. Да, это не чета нынешним «фреймам». Миг – и все… И ты вчитываешься в эти описания, которые в школе пропускал, а вот в юности и позже, в зрелости, ты их читаешь и получаешь несказанное удовольствие, незабываемое наслаждение от языка, от внезапно открывшихся новых смыслом… Ты чувствуешь себя щепкой в этом океане под названием «Гоголь», но тебе не страшно утонуть, потому что под руками всегда его спасительный смех, его сострадание, его маленький человек – не выдумка литературоведов и литературных критиков, ты его «нутром» в себе ощущаешь.


Взрослость. «Я пришел сообщить вам пренеприятное известие»

И вот ты уже взрослый, перечитывать школьную литературу вроде бы и не с руки, зачем, сюжет знаком, персонажи тоже, ты помнишь кое-какие цитаты, можешь в хорошем обществе щегольнуть фразочкой «я пришел сообщить вам пренеприятное известие» или «над кем смеетесь?», но тебя тянет, манит Гоголь. И ты идешь – сначала на спектакли драматические, и заново открываешь Гоголя, потом на спектакли музыкальные – слушаешь оперы – и вновь тебя ждут открытия.

12 ноября в БКЗ «Гоголь в музыке». Проект, который объединил разного Гоголя. Концерт-действие, где интересно будет зрителю любых возрастов (рекомендован после 6 лет).