Предстоящий концерт «Любовь и жизнь женщины» посвящён творчеству Роберта Шумана – одного из главных романтиков в музыке. И по замыслу арт-проекта Sonore – авторов программы и исполнителей – представит романтизм с различных сторон.
Более подробно об идее концерта и произведениях, которые в нём прозвучат, рассказывает участник Sonore Евгений Чудаков (гитара).
– Этот концерт – посвящение Роберту Шуману. В программе прозвучат произведения как самого композитора, так и его друзей, коллег – Иоганнеса Брамса и Фридерика Шопена. Но произведение, которое я исполню — сюита «Собор» Августина Барриоса — напрямую с Шуманом не связано. Эта сюита сочетает в себе религиозное воодушевление и проникновенную созерцательность, наполненную духом романтизма. Барриос неоднократно играл произведения Шумана в переложении для гитары. Я думаю, музыка Шумана повлияла на него, это слышно в его отношении к ритму и фактуре.
Откроет программу Трио для кларнета, альта и фортепиано Шумана. В этом произведении, на мой взгляд, чувствуется преемственность романтизма по отношению к предыдущей эпохе, в нём композитор раскрывает дух романтизма, преодолевая строгость формы и обнажая своё творческое «Я».
Затем прозвучит три Интермеццо Брамса. Эти три пьесы, я считаю, одними из самых красивых фортепианных произведений, когда-либо написанных романтиками. Три Интермеццо – задумчивые и лирические произведения, наполненные глубокими философским содержанием.
«Собор» Барриоса – это такая более поздняя часть романтизма. Своего рода отражение того концентрата идей, что наполняют романтизм. Несмотря на то, что Барриос жил в XX веке, по своему духу он был романтиком. Это произведение будет исполнено сольно на гитаре и внесёт разнообразие в звучание концерта.
«Любовь и жизнь женщины» Шумана – это, наверное, один из самых известных вокальных циклов эпохи романтизма. Это мировой шедевр. Его проходят в учебных заведениях – музыкальных колледжах и консерваториях. Это главный центр всего нашего концерта, именем которого и названа программа. И если проводить параллель с реальностью, то единственной любовью композитора Роберта Шумана была его супруга Клара Вик. И это его посвящение ей.
Завершит программу Полонез-фантазия Шопена. Когда мы говорим о классиках романтизма, мы всегда вспоминает три «Ш»: Шуберт, Шопен и Шуман. Музыка Шопена – своего рода главный символ романтической эпохи в фортепьянной музыке. Его произведения невероятно чувственны, экспрессивны, они передают весь спектр человеческих эмоций от радости до глубокой меланхолии. Музыка Шопена, на мой взгляд, наиболее близка идеям творчества Шумана. Они оба – столпы романтической эпохи, и без них разговор про романтизм в целом не имеет смысла.
Евгений, каково ваше отношение к романтическому направлению в музыке?
– Я в основном романтическую музыку и играю. В моём репертуаре много произведений композиторов XX века, но все они так или иначе тоже связаны с романтизмом. Даже если их стилистически можно определить по-другому, всё равно в них можно услышать отголоски романтизма. Романтизм вообще достаточно разный. В одних произведениях композиторы словно Атланты, создающие новые миры и идеи. В других композиторы раскрывают свой интимный мир и свои трагедии. Главный девиз романтизма: «Разум ошибается, а чувства никогда». Но это не значит, что разум не важен. Это означает лишь то, что разум должен стать проводником чувств. И это даёт большой простор для творчества.
А как можно описать словами атмосферу предстоящего концерта?
– Этот концерт – посвящение Шуману. Посвящение Творцу романтику. Музыка этого концерта позволит слушателям составить для себя портрет композитора, раскрыв контекст времени жизни Шумана и показав отголоски влияния его творчества на других композиторов.