О программе концерта «Дьявольское каприччио» рассказывает участник Sonore Евгений Чудаков:
— Суть человеческой природы – это противоречия, сотканные из противоречий. Поэтому портрет человека-творца редко бывает окрашен только в белые цвета. И каждый творец хранит в своём сердце миллионы страстей, возвышенных надежд и благих намерений, которые то борются друг с другом, то дополняют друг друга.
В нашем концерте мы попытаемся показать портрет композитора-творца, который далеко не всегда руководствуется лишь возвышенными устремлениями в своём творчестве и пребывает в бесконечной борьбе с самим собой.
Первым прозвучит Кегельштадское трио Вольфганга Амадея Моцарта, которое, по слухам, было написано им во время игры в кегли. Моцарт был композитором, который часто писал произведения в «нерабочих» условиях. Он мог писать за игрой в бильярд или сидя в карете. Моцарт любил повеселиться, шутил довольно грубо и вульгарно, но при этом был естественным в своём остроумии. Данное трио — отражение этой стороны личности композитора, наполненной беззаботностью и весельем.
Но всякому веселью приходит конец. Когда к Моцарту пришёл человек в чёрном и заказал реквием, по слухам, Моцарт понял, что будет писать реквием на собственные похороны. Следующий номер программы — Лакримоза, одно из самых трагических произведений, написанных когда-либо. Реквием написан на канонический латинский текст, это произведение глубоко религиозно и стало одним из самых значимых произведений композитора. И это удивительно, так как Моцарт, что подобен лучу света, как оказалось, может быть подобен и похоронному звону. Весёлый и дразнящий Моцарт оказался невероятно серьёзным и глубоким.
Третьим номером прозвучит транскрипция Ференца Листа песни Франца Шуберта «Мельник и ручей» из цикла «Прекрасная мельничиха». Если обратиться к биографии Шуберта, то можно узнать, что композитор не был востребован при жизни, жил довольно бедно и зачастую писал, что называется, «в стол». Музыка Шуберта глубоко лирична, наполнена внутренними переживаниями. Лист же своего рода полная противоположность Шуберта. Яркий, пафосный, безудержный, пытается преуспеть во всём, что связанно с музыкой. Гастролируя по городам и странам, он популяризировал шедевры музыкального искусства, вроде симфоний Бетховена, там, где не было условий для исполнения этих произведений оригинальным составом. Несмотря на то, что творческие портреты Листа и Шуберта не похожи друг на друга, транскрипция данного произведения не является поверхностной в музыкальном плане, наоборот, она совмещает в себе глубокий Шубертовский лиризм и Листовскую эффектность. Данный номер вместе с предыдущим являются лирическим центром концерта.
Николо Паганини был великим мистификатором. Он удачно использовал слухи о своей связи с дьяволом, чтобы приобрести большую популярность среди обывателей. Паганини эффектно показывал различные трюки на скрипке — то подражал звукам животных, то играл на одной струне, после того как остальные «внезапно» порвались. Паганини делал хорошее шоу. В жизни он был чудаковат: мог, например, надеть шубу в летнюю жару. Периодически он вступал в различные авантюры и как-то вложился в «музыкальное казино». Паганини был прекрасным гитаристом. Поговаривают, что свою большую сонату для гитары и скрипки он написал одной герцогине, которую пытался «охмурить». Он давал ей уроки игры на гитаре, аккомпанируя при этом на своей скрипке. В какой-то момент герцогине надоело, что Паганини своей скрипкой сильно доминирует над её гитарой, и она решила поменяться с ним инструментами. Так и родилась большая соната для гитары и скрипки, с помощью которой Паганини доказал, что он не только прекрасный скрипач, но и виртуозный гитарист. Этот номер концерта самый светлый, полный любви и игривости. Большая соната для гитары — диалог двух флиртующих влюблённых.
Предпоследний номер концерта — «Дьявольское Каприччио» Марио Кастельнуово-Тедеско. Это произведение посвящено Паганини. Сам Кастельнуово-Тедеско, итальянец по происхождению, был востребованным голливудским композитором, который оказал сильное влияние на классическую гитару. Его произведения хрестоматийны для гитаристов, а «Дьявольское каприччио» одно из самых известных в его гитарном творчестве. Само «Дьявольское каприччио», как посвящение Паганини, включает в себя различные цитаты — мотивы и темы из произведений Паганини. Основная тема каприччио, как мне кажется, борьба с дьяволом внутри себя. Музыкант-творец борется со своими страстями. В этой непрерывной борьбе он достигает творческих вершин, он выигрывает, вписывая своё имя в историю, и это отлично подходит для описания портрета Паганини.
Финальный номер, он же эпилог всей программы – вариации на тему 24 каприса Паганини Витольда Лютославского. Тема 24 каприса Паганини — символ романтизма, который не давал покоя другим композиторам-романтикам. Существует много различных обработок и оригинальных произведений на данную тему. Произведение Лютославского было написано в 1941 году и совмещает в себе многие черты музыки XX века. Это яркая музыка, которая завершает портрет композитора творца, окрашивая его в позитивные тона.
Несмотря на то, что человеческая природа полна противоречий и борьбы с внутренними пороками и страстями, наша задача выйти из этой борьбы победителями, быть сильными духом и суметь позаботиться о будущем поколении.
Купить билет на концерт, в том числе по Пушкинской карте, и увидеть, как из тьмы рождается свет