Здесь люди и музыка становятся друзьями...

Льстит ли Сору быть «Бетховеном гитары»?

Песни под гитару – формат знакомый каждому туристу или тесной дружеской компании. Представить же на месте дворового кумира гитариста, который пишет учебники по игре на гитаре, кажется невозможным.

А между тем испанский мальчик по имени Фердиндо уже в 13 лет изумлял семью и двор своими песнями без слов. Именно своими, но подслушанными во время народных праздников, у танцовщиц фламенко… Арт-проект Sonore в концерте «Песни без слов», 19 декабря в Органном зале Томской филармонии, познакомит томских слушателей с классиком и виртуозом гитары Фердинандо Сором.

Имя испанского гитариста-виртуоза, композитора и педагога сегодня известно узкому кругу музыкантов – гитаристам, исполняющим академическую музыку. Но для них Сор – и Бетховен, и Колумб в одном лице.

Испанец открыл для англичан гитару в 1815 году, а позднее и для русских любителей музыки. В 1823–1828 годах он проживал в Москве, где вместе с женой – танцовщицей и хореографом Ф. Гюллень-Сор – поставил на сцене Большого театра несколько собственных балетов. Сор оставил нам «Воспоминания о России» – гитарный дуэт на мотивы русских народных песен, существенный вклад внес во французскую музыкальную культуру. В Париже руководил оперным театром и создал обширный репертуар для шестиструнной гитары.

Сор, живший в эпоху наполеоновских войн в Европе, сражался за независимость родной Испании. Поэтому в его произведениях, особенно сонатах, присутствует дух борьбы, образы героизма, драматизма, созерцания и всечеловеческой радости, характерные для Бетховена того же периода.

Для Евгения Чудакова Фердинандо Сор – это, прежде всего, автор «Школы игры на гитаре», по этому учебнику выучилось не одно поколение гитаристов.

На предлагаемом концерте Евгений исполнит интродукцию и вариации Ф. Сора на тему из оперы В. Моцарта «Волшебная флейта».

– Это произведение является хрестоматийный для классических гитаристов, – говорит музыкант. – Мелодия Моцарта удивительно легка и чувственна, а вариации Сора раскрывают потенциал темы, позволяя разглядеть её с разных сторон, услышать в разных изложениях. Тема Моцарта очень сильно напоминает его же известную арию Фигаро из оперы «Свадьба Фигаро». А в «Волшебной флейте» эту тему можно услышать ближе к концу первого акта, где она называется «Das klinget so herrlich», что можно перевести, как «чудесная гармония».

Билет можно купить в кассах филармонии и онлайн. Концерт «Песни без слов» участник федерального проекта «Пушкинская карта».