Идея дьявола, как олицетворенное воплощение злого начала, тревожит умы людей с незапамятных времён. Она нашла отражение во многих сферах человеческого бытия и, прежде всего, в религии и искусстве.
В мировой литературе у дьявола много имен: Воланд, Сатана, Демон, Вельзевул, Люцифер, но, пожалуй, самым распространённым является Мефистофель. Оно имеет греческое происхождение и в переводе означает «ненавидящий свет». В Библии оно не фигурирует, а использоваться стало в эпоху Ренессанса как альтернатива пугающим словам сатана или дьявол.
В философской драме Иоганна Вольфганга фон Гёте «Фауст» Мефистофель представлен как «часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо. В этом же ключе он представлен и в одноимённой опере Шарля Гуно. А каким Мефистофель представлен в музыке Арриго Бойто, которая будет звучать 12 марта в Органном зале Томской филармонии?
– Не сказать, чтобы страшным, — рассказывает дирижер Денис Немирович-Данченко. — Ну да, это такой воинственный персонаж. Который, как и в описании многих других представителей сферы искусства, призван с помощью зла иногда творить добро. Напористый, уверенный. Он понимает, кто он такой, и отсюда идут все его посылы. Он понимает, что он может вершить судьбы людей: казнить и миловать. Что у него есть власть. Это музыка уверенного персонажа и в ней нет никаких сомнений по этому поводу.
Если вам тоже интересно порассуждать на тему добра и зла, обратите внимание на концерт «Бас любит вас».