Здесь люди и музыка становятся друзьями...

Музыка страсти и любви откроет новый 77-й концертный сезон

Музыка страсти
Музыка любви
Музыка восходящего солнца, но Русская
Музыка, которая сопровождает оскароностные картины в мировом кинематографе
Музыка, которая звучала в первых зарубежных гастролях Томского симфонического оркестра
Именно эта музыка – «Испанское каприччио» Римского-Корсакова — откроет 77-й концертный сезон Томской филармонии уже 8 сентября 2022 г.

Пламя страсти. Пламя в самом прямом смысле охватывает любовное ложе Пепе и Ивана. Пепе пытается сжечь мосты своей сокрушительной любви к мужчине, который ее бросил. И пока в кадре бушует пламя, за кадром звучит «Испанское каприччио» Римского-Корсакова.

Испанский кинорежиссер Педро Альмодовар на протяжении фильма «Женщины на грани нервного срыва» (номинация на «Оскар» и премия Венецианского фестиваля) несколько раз обращается к шедевру русского композитора, чтобы подчеркнуть национальный характер своей героини Пепы Маркос, которую сыграла Кармен Маура.

Но Альмодовар не первый и не единственный кинорежиссер, который обратился к музыке Римского-Корсакова для передачи испанского колорита. Пальму первенства киноведы отдают Йозефу фон Штейбергу. Фильм «Дьявол – это женщина» с Марлен Дитрих в главной роли начинается именно с «Испанского каприччио». Ведь первая часть пьесы – Альборада – это праздничный и темпераментный танец. Под ритмы Альборады происходит карнавал в Севильи, где молодой революционер Антонио Гальван встречает ослепительную красавицу Конче – Марлен Дитрих. Голос скрипки и кларнета за кадром заменяют безмолвный диалог незнакомки и мужчины в маске. Пламя любви загорается в глазах Антонио…

Как удалось Николаю Римскому-Корсакову, никогда не бывавшему в Испании, так точно угадать и передать в музыке и национальный колорит и национальный характер страны, где восход солнца встречают танцем Альборада? Историки музыки указывают на сборник испанских народных танцев Хосе Инсенги Cantos у bailes populares de Esраса, откуда русский композитор взял темы. Кроме того, задавшись целью написать сочинение в испанском стиле, Римский-Корсаков использовал характерные для народов Испании инструменты (те же кастаньеты), гармонические обороты и размеры. Инструментовкой «Испанского каприччио» восхищался Петр Ильич Чайковский, он даже в шутливой форме выражал готовность исполнить партию кастаньет на премьере. Премьера состоялась 12 ноября 1887 года, дирижировал сам автор «Испанского каприччио».

Томский академический симфонический оркестр в последний раз исполнял это произведение 28 октября 2018 года. Ветераны оркестра помнят, как звучало «Испанское каприччио» на первых европейских гастролях томичей в Польше в 1994 году. Свою трактовку пьесе Николая Римского-Корсакова даст молодой дирижер Станислав Дятлов на концерте открытия 77 сезона Томской филармонии. С «пламенной» испанской страсти он и начнется.

Концерт состоится уже завтра. Купить билет можно уже сейчас