Здесь люди и музыка становятся друзьями...

Музыкальные истории Ильи Гайсина

Специально для Томска!
Интерпретация, которая будет отличаться свежестью и глубиной

Вечером 17 сентября в Органном концертном зале Томской филармонии атмосферу будет создавать Илья Гайсин – виртуозный скрипач и талантливый дирижёр, лауреат многочисленных международных конкурсов скрипачей и дирижёров, один из концертмейстеров оркестра musicAeterna и ассистент Теодора Курентзиса.

Этот концерт Томского академического симфонического оркестра откроет новый филармонический абонемент «Атмосфера». В программе вечера – Третий концерт для скрипки с оркестром Моцарта. И прозвучит он так, как ещё никогда не звучал!

Илья, расскажите, какую музыкальную историю вместе с Моцартом вы планируете рассказать томичам?

– В период ковидного карантина я прочитал трактат Леопольда Моцарта «Фундаментальная школа скрипичной игры» и решил заново выучить Третий концерт его сына. Я написал каденции, в стилистике Альфреда Шнитке, которым тогда тоже занимался: мы делали серию передач с Валентиной Холоповой (Валентина Николаевна – музыковед, музыкальный педагог, доктор искусствоведения, профессор Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. – Прим. ред.).

Я должен был играть этот концерт без дирижёра. Меня пригласили заменить Сергея Стадлера (Сергей Валентинович – скрипач-виртуоз, дирижёр, педагог, художественный руководитель Петербург-Концерта и главный дирижёр Симфонического оркестра Санкт-Петербурга; народный артист РФ. – Прим. ред.). В итоге тот концерт не состоялся, а я очень хотел реализовать свои идеи по интерпретации.

В отличие от большинства скрипачей, исполняющих концерты Моцарта, я являюсь профессиональным дирижёром, и рассматриваю партитуру как единое целое. Это значит, я надеюсь, что наша интерпретация будет отличаться цельностью, согласованностью деталей, свежестью и глубиной!

Кстати, должен признаться, что каденции, написанные первоначально, потерялись, и я, подобно Россини, которому лень было спускаться за улетевшими в окно страницами партитуры, сочинил новый вариант! Эти каденции, написанные довольно традиционным языком, тем не менее включают в себя такие элементы как четвертитоновая техника, стук по деке инструмента, ракоходные инверсии тем, имитацию звучания винила и даже скрытые цитаты из Сибелиуса и Шуберта.

Вы пишите только каденции? Или занимаетесь композиторской деятельностью?

– Только каденции! И переоркестровки, чем я много занимался, будучи главным дирижёром в Театрально-концертном центре Павла Слободкина (Москва). Но музыку я не пишу, нет. И другим не советовал бы, до тех пор, пока человек не изучит очень глубоко всё то, что написано до него. И вообще это сочетание какого-то совершенно особого высшего дара с колоссальным образованием. В общем, как и дирижирование, кстати.

Тогда возвращаемся к не менее ответственному и творческому занятию – интерпретации музыкальных произведений. Как прозвучит Третий концерт Моцарта, о чём вы расскажите зрителям?

– Я хочу, чтобы скрипка звучала как колоратурное сопрано в опере, чтобы музыка первой части была «сератониновым взрывом»! Понимаете, Моцарта часто приглаживают, «причёсывают», а ведь его музыка невероятно эмоциональная, насыщенная, контрастная, увлекающая!

Думаю, вторая часть должна быть словно путешествие в рай, с бесконечным плетением триолей, с немыслимой красоты главной темой, с ангельскими голосами флейт, которые заняты только в одной части, какое смелое решение!

А Финал – удивительный калейдоскоп танцевальной музыки, с элементами народного музицирования, с эффектными акцентами, сменяющимися декорациями и темпами, а в конце музыка, без всякого «эгоизма», испаряется, оставляя в душе какие-то важные следы, делающие нас немного добрее, немного веселее, немного ближе к Красоте и к Богу…

Если вы ещё не стали счастливым обладателем филармонического абонемента «Атмосфера» – спешите в кассы филармонии! Этот абонемент из трёх концертов в сезоне 2023/2024 можно купить до 17 сентября включительно.

Решили посетить первый атмосферный концерт – купите билет онлайн. Билеты доступны и по «Пушкинской карте».