Здесь люди и музыка становятся друзьями...

Новый год в 3Dевятом царстве: интервью с режиссёром

В дни новогодних каникул главным представлением в Большом концертном зале Томской филармонии станет мюзикл «Новый год в 3Dевятом царстве».

Это музыкальное представление удивит и увлечёт даже самых искушённых зрителей! Гармоничное сочетание веселья и глубоко смысла непременно подарят много ярких позитивных эмоций и детям, и взрослым!

Режиссёром и хореографом мюзикла является хорошо знакомый томскому зрителю Василий Лукьяненко (Новосибирск).

(Василий Лукьяненко на репетиции оперы Денисова «Иван-солдат», Томск-2019)

Василий, я была на репетиции: детская сказка, вроде бы, но сколько подсмыслов!

– Всё верно: мне важно, чтобы и мамам, и папам тоже было весело и интересно. Ведь они тоже хотят праздника. Поэтому маркировка 0+ на афише никого не должна вводить в заблуждение. Это сказка для семейного просмотра!

А ещё это совсем не та история, знакомая многим по одноимённому советскому мультфильму…

– Советский «Вовка в Тридевятом царстве» нынче не пойдёт. Он будет оценён малым количеством зрителей моего возраста. Дух времени ушёл. Другие тенденции, другие ценности, другие ритмы.

У каждого режиссёра есть ответственность, в том числе, и перед тем временем, в которое он работает – постановка должны быть актуальной.

Сегодня сказку надо ставить как экшен, на мой взгляд. У нас новогодняя сказка, нам нужна динамика. Дети сейчас очень избалованы динамичным красочным контентом. Театральная среда тоже не стоит на месте!

Почему же авторы по-прежнему обращаются к уже созданным произведениям и предлагают всё новые версии, а не создают свои?

– Потому что тем, на самом деле, не так уж и много. Разница, по большому счёту, только в трактовках. Некоторые ценности меняются, и хорошо бы найти созвучие этих ценностей: что главнее, что важнее – именно сейчас и всегда. Есть общечеловеческие ценности. Для ребёнка это, в первую очередь, доброта, труд, уважение, почитание. Да и для взрослых то же самое. Если взрослый не обладает такими качествами, ему будет очень трудно существовать в социокультурном пространстве и быть уважаемым человеком.

Есть такое понятие – волонтёр – человек, который по своей доброй воле помогает, бескорыстно. Вы представляете, какое это ценное качество: просто взять и помочь кому-то без вопроса «А что мне за это будет?» Такое качество как отзывчивость мне очень импонирует.

И в этой сказке есть замечательная идея: что любовь и труд действительно всё перетрут. Но эту любовь и этот труд нужно привить человеку, не ломая его об колено, как в начале сюжета (смеётся), а помочь обрести в процессе взаимодействия.

Сейчас попробую объяснить. Моей младшей дочери два года. И когда, к примеру, я или жена подметаем или моем посуду, доче непременно хочется в этом поучаствовать. Мы позволяем, подбадриваем «какая ты у нас умничка» и благодарим за старание. После неё, конечно, и перемывать надо, и переметать. Но если мы будем её отстранять, да ещё и указывать на то, что она сделала не так, в какой-то момент она просто к этому не подойдёт, и всё. Ну у ребёнка это так работает. А как ребёнок в 2 года, да даже в 5, 6, 7 лет будет отлично мыть посуду или мести?! Зато у детей, инициатива которых поощряется или хотя бы не возбраняется, постепенно формируется навык взаимодействия, взаимопомощи, ребёнок научается брать на себя определённую ответственность. И в этой сказке такая история тоже есть!

Вот это здорово! Многие родители водят своих детей на филармонические концерты, потому что это определённый уровень – и содержания, и исполнительского мастерства, и, конечно же, смысловой нагрузки.

– Знаете, в чём смысл? Смысл получать удовольствие от того, что ты живёшь. Смысл в том, чтобы заниматься любимым делом. Смысл в том, что любовь к труду – она не кабальная и не рабская, она – естественная! Это не тот стахановский труд, когда надо перевыполнить план. Эта любовь в душе, в активности, в созидательном труде. Созидательный труд подразумевает сознательность. Сознательность – это соединение каких-то определённых знаний. Бессмысленного хождения, бессмысленного пребывания ни на сцене, ни в жизни быть не должно.

Говорят, мол, человек живёт биологическими инстинктами. И если говорить грубо, то поначалу Вовка именно так и жил: «Какой труд? Да ну его. Развлекаться! Веник туда-сюда. Мне бы вот это, чтобы само…»

А потом начинает разворачиваться история, в которую он погружается. И которая прямым текстом подсказывает ему: «Нет, дорогой мой, так в жизни не бывает, ты же не дикарь, ты в социуме живёшь! А в социуме вот такие правила, а такие они, чтобы мы могли друг с другом договариваться. А по твоим, Вовка, правилам твоя же собственная жизнь была бы очень скоротечна».

Я думаю, если человек не будет свои биологические инстинкты побеждать хотя бы время от времени, хотя бы по чуть-чуть, мы не очеловечимся. А человек для меня, повторюсь, это – плечо, это помощь без циничности, помощь делом, словом, тем, чем можешь. В нашем обществе есть тенденция улучшить своё социальное положение, получить руководящую должность залезть повыше по карьерной лестнице, и это естественное стремление. Всё это хорошо. Однако, как только улучшается финансовое благосостояние, появляется статус и престиж, дающие и позволяющие с этим благом улучшить качество работы, может даже повысить зарплаты сотрудникам, отличающихся «умом и сообразительностью», пыл и жар пропадают, и все стремления переходят в иллюзию видимой работы и укреплению места для седалища. Создавать бурную видимую деятельность конечно, легче, чем брать на себя ответственность и за процесс, и за принятие решений. Всё зависит от индивидуальности: каким ты хочешь быть специалистом, каким ты хочешь быть в семье, со своими друзьями… Каким ты хочешь быть? – сам себе задаю этот вопрос каждый раз, когда вступаю во взаимодействие.

Какова ваша ответственность перед зрителями?

– Я точно знаю: что вложишь, то и разовьётся. Порой это кажется невыносимо трудным, и это всегда мало оцениваемо, но для меня важно вложить те идеи, которыми я сам руководствуюсь. Сделать это легко и играючи, чтобы у зрителей поднялось настроение и, при необходимости, появился ресурс на какие-то позитивные перемены в жизни.

Билеты на мюзикл можно приобрести в кассах Томской филармонии и на сайте, билеты доступны к покупке и по «Пушкинской карте»

Вопросы: Ирина ГЮНТЕР
Фото: Елена АСТАФЬЕВА и из архива Томской филармонии