Здесь люди и музыка становятся друзьями...

О «гоголевской» лихорадке в Томске и не только…

Как появился Гоголь в Томске?

120 лет назад Томск охватила «гоголевская» лихорадка. Круглая дата – 50-летие со дня смерти писателя – 21 февраля – вызвало необычайную активность в среде томской интеллигенции и купечества.

Юбилей решено было отметить масштабно. Уже 15 января 1902 года на заседании Городской Думы обсуждалось проведение гоголевских дней – 21, 22 и 23 февраля.

Было решено выпуск 1902 года во всех городских училищах назвать «гоголевским» и выдавать похвальные листы с портретом Н.В. Гоголя.

Предложение городского головы Алексея Ивановича Макушина о строительстве в центре города здания для учебных целей горячо поддержали томичи. В 1902 году заложили «Гоголевский дом» на берегу Ушайки (нынешний адрес: Набережная реки Ушайки, 20). Строительством занимался архитектор Пётр Федорович Федоровский. В год 300-летия Томска, то есть в 1904 году, «Гоголевский дом» распахнул свои двери первым учащимся.

Судьба Гоголевского дома.

В 1904 году в «Гоголевском доме» были открыты:

— вечерние общеобразовательные курсы, рассчитанные на три года и дававшие знания в объёме среднего образования. От классического (гимназического) образования его отличало отсутствие латыни и греческого, а также факультативное (необязательное!) изучение только одного иностранного языка.

— городская женская профессиональная школа с четырёхлетним курсом обучения, готовившая «опытных мастериц, белошвеек и шляпниц с развитым художественным вкусом». Первые два года слушательницы получали общее образование, а вторые два года учились профессионально, в том числе построению композиции, светотени и иным художественным премудростям.

— Заисточное мужское городское приходское училище.

— Подгорное женское городское приходское училище.

Оба училища были рассчитаны на 4 года обучения и давали начальное образование.

Штаты училищ были небольшими: заведующая и две учительницы в каждом.

Попечительницей городской женской профессиональной школы была Е.А. Макушина.

Кроме того, в здании работал педагогический музей учебных пособий, находившийся под попечением П.И. Макушина, как и городские училища.

После установления Советской власти здесь разместился Совет профессиональных союзов и первоначально Томский губернский комиссариат труда. Здесь же располагались на первом этаже – профсоюз учителей и библиотека, на втором этаже – контора газеты «Рабочее знамя», на третьем – бюро горнорабочих Западной Сибири.

В связи с новыми «жильцами» «Гоголевский дом» переименовали в «Рабочий дворец».

В 1920 году зданию вновь вернули просветительскую миссию: оно было передано школе № 6, потом – школе № 9, а с 1990 года там располагался гуманитарный лицей.

За сто лет здание перестраивалось, но капитального ремонта проведено не было. К концу 90-х стало ясно, что вести занятия уже небезопасно. Лицей был выведен в другое место, а само здание оказалось без хозяина. В 2012 Думой Томска принято решение передать здание Седьмому арбитражному апелляционному суду.

В 1909 году, в честь 100-летия со дня рождения Николая Васильевича, в Томске бывшая Жандармская улица была переименована в улицу Гоголя.

Женское Юрточное училище, расположенное на этой улице, стало носить имя Гоголя. В том же 1909-м году появился и парк Гоголя, который ныне называется Буфф-садом.

В Большом зале Общественного собрания (ныне известен как Дом офицеров) прошел гоголевский вечер с исполнением сцен из комедий Гоголя и фрагментов оперы «Майская ночь». В Томском гарнизоне господа офицеры поставили «Женитьбу».

После революции в Томске появилась своя Сорочинская ярмарка. – неофициальное название базара, открытого на месте бывшей Сорочинской усадьбы (северо-восточный угол перекрестка ул. Красноармейской и пр. Фрунзе). Он существовал еще и в 1960-е годы.

Что еще интересного?

Гоголь в Томске не был! Но о Томске знал. И писал в Томск.

В 1846 году на имя Гавриила Батенькова пришло послание, собственноручно подписанное Николаем Васильевичем.

Ссыльный декабрист, прочитав «Мертвые души» в Томске, нашел их «прекрасными», «своевременными», «удовлетворяющими вопиющей потребности». О чем и сообщил автору в двух письмах.

«Зная вполне его состояние, — позже писал Батеньков, — желал я изъяснить ему его: написал сряду два к нему письма; одно и лучшее не дошло. На другое он ответил, благодарил и обещал не почитать свои «Мертвые души» ни слишком великим делом, ни грехом смертным».

Батеньков о «Мертвых душах»:

«Первая часть поэмы была своевременна, удовлетворяла вопиющей потребности. Трудно и выразить, как веселила она душу живою игрою молодого наблюдательного ума, вырвавшегося на широту гражданской жизни, созревшей и готовой к принятию всего впечатления».

Гоголь на томской сцене.

50-летие выхода в свет «Ревизора» (1836) решено было отметить широко в России. В Королевском театре, созданном за год до юбилея (1885) играли «Ревизора».

В 1897 году на любительской сцене в бесплатной народной библиотеке, которую открыли под «флагом» Гоголя, в роли свахи в «Женитьбе» дебютировала Варвара Масалитинова. Через 5 лет она уже играла Коробочку в «Мертвых душах» на сцене Малого театра. На следующий год она пополнила свой репертуар ролью унтер-офицерской вдовы в «Ревизоре» Малого театра. Так что можно сказать, что Гоголь вывел томскую актрису в большой свет.

В 1918 году Томский союз кооператоров издает одну из лучших книг Гоголя «Тарас Бульба». В том же году в Бесплатной библиотеке состоялся Гоголевский вечер, на котором были представлены два спектакля: «Тяжба» («Владимир 3-й степени») и «Женитьба».

В 1936 году в ознаменовании 100-летия «Ревизора» Томский драматический театр имени А. Луначарского ставит комедию Н.В. Гоголя.

Самым ярким и значительным спектаклем томской гоголианы стала «Женитьба», поставленная Ф.Г. Григорьяном в Томском театре драмы в 1977-м.

В XXI веке Гоголь на томских подмостках являлся как автор «Игроков» (реж. Д. Масленников), «Ревизора» («Ревю-ZERO», реж. А. Горбань), «Записок сумасшедшего» (реж. О. Пермяков), «Женитьбы» (реж. Е. Гороховская), «Пропавшей грамоты» («Наваждение», реж. С. Иванников).

 

Гоголь в музыке.

В 2022 году Томская филармония впервые включила Гоголя в цикл литературно-музыкально-краеведческих проектов «Литература в музыке». Проект, задуманный специально для держателей «Пушкинской карты» (от 14 до 22 лет), но нашедший невероятный отклик и у опытных книголюбов, и даже у исследователей творчества писателя.

Экскурс по произведениям и малоизвестным фактам из жизни писателя проводят литературный ведущий Евгений Шевелев и сам Гоголь (актер Олег Стрелец). Фантастический мир Гоголя, созданный в музыке Мусоргского, Римского-Корсакова и Шнитке, открывает зрителям Томский академический симфонический оркестр под управлением маэстро Игоря Берендеева (Москва) и солисты Екатерина Клеменс и Юлия Шинкевич (сопрано). В двухчасовой программе звучат фрагменты опер «Ночь перед Рождеством» и «Сорочинская ярмарка», часть рапсодии для оркестра «Тарас Бульба» и «Гоголь-сюита», созданная специально для спектакля театра на Таганке.

Все второе отделение театрализованного концерта, на сцене с оркестром проводят 30 зрителей (выбранные из тысячного зала случайным образом). Так любопытные томичи могут не только услышать, но и своими глазами увидеть, как рождается музыка.