Впервые на сцене Томской филармонии выступил объединенный оркестр Мариинского и Большого театров под управлением Валерия Гергиева.
Фирменный поезд Московского Пасхального фестиваля Валерия Гергиева прибыл в Томск 2 мая, в Страстной Четверг. Это кажущееся противоречие между Великим Постом и праздником Пасхи отметил губернатор Томской области Владимир Мазур в своей благодарственной речи после концерта. Он подчеркнул, что Великий Пост – время очищения души, а музыка – в этом деле первый помощник.
Прибытие поезда
Возможно, на мысль об очищении (в переносном, разумеется, значении) навел дождь. В Чистый четверг он шел почти весь день, не переставая. Как будто кто-то там, на Небесах, решил, что перед Воскресением Христовым лучше всего мир умыть дождем, и устроил генеральную уборку.
Метафора – метафорой, но правила этикета в дождливую погоду требуют дополнительных усилий и предусмотрительности. Поэтому для Валерия Гергиева был приготовлен большой зонтик. Под вторым стояли губернатор и директор Томской филармонии Наталия Чабовская. В руках она держала букет для именинника – Валерия Гергиева. Свой день рождения он вновь отмечал в пути.
Время прибытия состава сдвинулось больше чем на час от планируемых шести вечера. До начала концерта, назначенного на 20:00, оставалось 40 минут, когда на первый перрон прибыл поезд за номером 932 с брендовым логотипом на борту: «Пасхальный фестиваль Валерия Гергиева». Поэтому артисты, как только вышли из вагонов, быстро погрузили инструменты в автобусы и сразу выехали в Большой концертный зал Томской филармонии.
За 23 года существования Пасхального фестиваля музыканты Мариинского театра привыкли к плотному гастрольному графику и постоянному передвижению по России. Можно только удивляться их мобильности, фантастической работоспособности и высочайшему профессионализму.
Для музыкантов Большого театра такие стремительные смены часовых поясов и климатов пока внове – их первое участие в Пасхальном фестивале объясняется тем, что в декабре 2023 года Валерий Гергиев стал генеральным директором Большого театра и возглавляет два старейших музыкальных театра страны.
Оркестр мечты на томской сцене
Томская публика с нетерпением ждала выступления оркестра. Тысячный зал был переполнен – больше тысячи билетов были раскуплены в кратчайший срок. И каждый пришедший с нетерпением ждал встречи с коллективом, объединившим два самых брендовых театра страны. В объединении и состояла интрига вечера.
«Валерий Гергиев показал пример идеальной командной работы и пример руководства большой командой супер уровня», – отметила в личном блоге заместитель губернатора Томской области Наталья Киселева. Строй и ансамблевость игры подтвердили ее убеждение: «Не раз говорила начинающим управленцам – учитесь формировать команду и управлять ей у руководителей оркестров. А когда объединяются два оркестра в одной программе, это вообще невероятный восторг!»
Городу и миру
Музыка, которую исполнил Валерий Гергиев вместе с объединенным оркестром действительно вызвала восторг. Но и заставила размышлять. Программа была составлена таким образом, что в ней отчетливо читалось послание маэстро «Urbi et orbi» (Городу и миру). За нейтральным, казалось бы, делением на европейскую классику, что прозвучала в первом отделении, и русскую, что господствовала во втором, виделась взаимосвязь всех тем, лейтмотивов, образов, которые перекликались, дополняли и уточняли друг друга, создавая целостность и полифоничность замысла. Важно и то, что вся прозвучавшая музыка раскрывала смысл духовного подвига Сына Божьего, кто взял на себя грехи всего человечества и своей мученической смертью на кресте искупил их.
Гергиев и его оркестр буквально заворожили слушателей увертюрой к опере «Лоэнгрин» Рихарда Вагнера. Торжественная и местами мистическая музыка была наполнена видениями «тонкого мира». При том, что Вагнер – это всегда мощь и имперский масштаб, это всегда о грандиозном, о великих целях, о мужестве, отваге и о преодолении препятствий. Кроме того, Вагнер – это еще и большой состав симфонического оркестра. Именно такого, который 2 мая играл на сцене БКЗ. Кроме того, опера «Лоэнгрин» – это и о спасении империи и о восстановлении попранной справедливости. Любопытно и то, что тема чудесного спасения девы с помощью заступничества неведомого рыцаря Святой Чащи Грааля неожиданно получила продолжение или, точнее сказать, отражение в сюите из оперы «Сказка о царе Салтане» Николая Римского-Корсакова. Как и в немецкой опере, так и в русской – спасение заколдованной царевны приходит неожиданно в лице чистого сердцем и помыслами Князя Гвидона (чем не рыцарь?!). Если Вагнер опирался на поэтический мир немецких легенд, то Римский-Корсаков вдохновлен был пушкинской сказкой и, как писал Борис Асафьев, в его опере, «царит дух народного сказочного воображения». Кстати, о связи музыки Вагнера и Римского-Корсакова тот же Асафьев писал, что, овладев творчеством Вагнера, Римский-Корсаков подчинил своему стилю «все то, что пленяло его в звукосозерцании великого германца».
«Пасторальная симфония» Людвига ван Бетховена, прозвучавшая вслед за увертюрой к «Лоэнгрину», показалась более земной и фактурной на фоне почти невесомых пианиссимо струнных в финале вагнеровской увертюры. Вместо бестелесных видений возвышенного толка слушателям была предложена почти осязаемая чувственная радость человека, оказавшегося на лоне природы. В этой гармонии человека и мира как раз и можно было прочесть призыв маэстро, который словесно выразил губернатор – через музыку очиститься и причаститься. Неслучайно в «Пасторальной», как пишут исследователи бетховенского творчества, можно видеть, «не портрет природы, не пейзаж, оформленный в красивую рамку, а философскую концепцию творения как образа идеального бытия, основанного на гармонии природы, человека, вообще людей и Бога».
Второе отделение полностью было посвящено музыке русских композиторов, чьи юбилеи мир отмечает в этом году. И это одна из традиций Пасхального фестиваля – делать приношения юбилярам. Однако создатель русской оперы Михаил Иванович Глинка был представлен симфоническим произведение – Вальсом-Фантазией. Семиминутный шедевр удивительным и почти парадоксальным образом зарифмовался с почти 50-минутной симфонией Бетховена: Глинка родился в год создания «Пасторальной» – в 1804-м. Случайное совпадение дат навело на мысль о неслучайности сближения. Ведь, как считал автор симфонии, его «Пасторальная» – «скорее выражение чувств, нежели музыкальная живопись». То же «выражение чувств» (и тех же, заметим, чувств – сильной влюбленности, в состоянии которой оба композитора писали свои сочинения) явно ощутимо и в Вальсе-фантазии Глинки.
Только радость впереди
В свете приближающегося праздника Светлой Пасхи самым ярким и самым праздничным оказался финал концерта. В завершении объединенный оркестр Мариинского и Большого театров исполнил «Испанское каприччио» Римского-Корсакова. «Каприччио – это блестящее сочинение для оркестра. Смена тембров, удачный выбор мелодических рисунков и фигурационных узоров, соответствующий каждому роду инструментов, небольшие сольные каденции для инструментов solo, ритм ударных и проч. составляют здесь самую суть сочинения», – писал сам автор музыки. Поставить восклицательный знак в двухчасовом концерте произведением, где свое мастерство и музыкальность проявили все солисты оркестра, где отчетливо было слышны все оркестровые группы, – не в этом ли проявился талант дирижера?!
Пятый день путешествия музыкантов завершился искренними овациями благодарных зрителей и бурным чествованием маэстро Гергиева в связи с его днем рождения. После поздравления губернатора Томской области Владимира Мазура зал, будто по сигналу, стал скандировать: «С днем рождения!» Аплодисменты не утихали. И оркестр на бис исполнил еще один фрагмент из «Лоэнгрина» – вступление к 3 акту оперы.
… Томск на пути следования Пасхального поезда был седьмым городом. Сразу после концерта объединенный оркестр Мариинского и Большого театров отбывал в Омск. Всего в гастрольном маршруте Пасхального поезда значится 24 города.
Текст: Татьяна ВЕСНИНА
Фото: Ксения ЧЕЧЕЛЬНИЦКАЯ и Александр ШАПУНОВ