Персонажи Александра Николаевича Островского много едят, но еще больше пьют. Из неалкогольных напитков предпочитают чай. Его пьют все – купцы, чиновники, свахи, странники, актеры, гимназисты, студенты, женатые и холостые, богатые и бедные. Не любят пить чай только отрицательные персонажи.
Из 50 написанных Островским пьес только в «Снегурочке» не упоминается чаепитие. В остальных даны такие тонкие подробности быта купеческого, мещанского, актерского и дворянского, что по ним можно составить «чайную» энциклопедию.
Внимательный читатель заметит, что чаем «заведует» хозяйка дома. У нее хранятся «ключи от чая». Об этом упоминается в пьесе «Лес». В пьесе «Таланты и поклонники» мать главной героини по звуку закипающего самовара определяла, исправен водогрейный прибор или нет. Чай в купеческих семьях гостям всегда подает хозяйка или хозяйская дочь – это ее обязанность и привилегия. Неслучайно Харита Игнатьевна Огудалова (в «Бесприданнице») первым делом спрашивает у Кнурова: «Чайку не прикажете ли?».
Самсон Силыч Большов из пьесы «Свои люди – сочтемся» торговые сделки решал за чаем, и в ожидании деловых партнеров пил чай.
И это неслучайно. Чай — главный напиток русского купечества. С середины XIX века в России резко расширился импорт китайского чая самых разных сортов: от дешевого до элитного. Многие сословия смогли приобщиться к напитку, а из-за сухопутной доставки цены на чай были самыми низкими в мире.
Томск стоял на середине Великого чайного пути, сибирские купцы возили чай из Китая в Москву. Можно предположить, что герои Островского пьют тот чай, который весновали именно в Томске. К слову, Бориса, в которого влюблена Катерина Кабанова из «Грозы», купец Дикой отправляет в Сибирь, в Кяхту, то есть за чаем.
Почему из Кяхты везли чай? Что такое «весновать» чай? Зачем запирать чай на ключ? Почему приглашение «почаевничать» означало поговорить по душам? Чем могло обернуться для иностранца приглашение на чай? На эти вопросы ответит хозяйка чайной церемонии проекта «Островский в музыке» Софья Кугаевская, заместитель директора Первого частного музея славянской мифологии.
Чайная церемония будет организована в фойе Большого концертного зала за 40 минут до начала мероприятия. Сотрудники музея угостят публику горячим душистым чаем и расскажут о традициях сибирского чаепития, что пили и что подавали к чаю в домах у томских купцов Кухтерина, Сосулина, Некрасова, Макушина. На столах, кроме самоваров, будут выставлены приборы из чайного «приклада», которым пользовались томские купцы.
Чаепитие пройдет для гостей проекта «Островский в музыке».
Купить билет, в том числе и «Пушкинской картой», можно на сайте Томской филармонии