Интервью с автором сценария Татьяной Весниной
Почему музыка поможет школьникам сдать ЕГЭ по литературе? Совпадает ли культурный код Михаила Булгакова и современных студентов? Как роман «Мастер и Маргарита» стал музыкальным бестселлером? Ответы на эти вопросы держатели «Пушкинской карты» получат на концерте «Булгаков в музыке». В воскресенье, 9 октября 2022 года, слушатели расшифруют тайный код автора бессмертного романа и просто насладятся приятной музыкой.
Мы попытались приподнять завесу таинственности в беседе с музыкальным редактором филармонии Татьяной Весниной. Она пишет сценарий к концерту. И это не случайно. И магистерская диссертация, связанная с фельетонами Булгакова, и кандидатская, и монография, связаны с творчеством Булгакова. Он, по словам Татьяны, стал не просто любимым писателем, а жизненным спутником.
— Страницы булгаковских сочинений и раньше звучали в исполнении артистов филармонии, — говорит она. – Звучали в сопровождении музыки, которая по настроению оказывалась близка по ритму и настроению «Собачьему сердцу» или «Мастеру и Маргарите». Но впервые будет предпринята попытка услышать через текст ту музыку, которую слышал сам Булгаков, когда писал свои пьесы, повести, романы. А музыку, классическую и неклассическую, знал превосходно!
Поэтому в первом отделении Томский академический симфонический оркестр исполнит фрагменты из опер, которые не просто знал и любил Булгаков, но которые звучат на страницах его пьес, повестей, романов. Например, цитатами из «Севильского цирюльника» Россини (увертюра к этой опере открывает концерт) разговаривают герои пьес «Дни Турбиных» и «Багровый остров». Именно разговаривают, присваивая себе речитативы Фигаро.
Через всю повесть «Собачье сердце» проходит лейтмотив оперы Верди «Аида». Профессор Преображенский постоянно напевает: «К берегам священным Нила». Режиссер Владимир Бортко в экранизации этой повести отправляет профессора ко второму акту в Большой театр, где дают «Аиду», второй акт завершается Триумфальным маршем. Он и прозвучит 9 октября в Большом концертном зале.
Опера «Фауст» Гуно стала сюжетообразующей для всех трех романов Булгакова! Молодой московский дирижер Игорь Берендеев предложил исполнить балетные сцены «Вальпургиева ночь» из этой оперы. А это, поверьте, музыка необычайной красоты. Хотя по сюжету в «Фаусте» у Гуно под эти сладостные звуки Фауст соблазняет Маргариту в Вальпургиеву ночь. На репетиции маэстро рассказал оркестрантам шутку: когда оперу Гуно поставили в Большом после войны, стали говорить, что «Вальпургиева ночь» — это первая разрешенная оргия в Советском Союзе.
Второе отделение полностью будет посвящено дешифровки романа «Мастер и Маргарита». По количеству музыкальных цитат и музыкальных фамилий с романом «Мастер и Маргарита» в отечественной литературе ХХ века не сравниться ни одно произведение. Его смело можно ставить в один ряд с такими признанными в мировой литературе романами, как «Игра в бисер» Германа Гессе и «Доктор Фаустус» Томаса Манна. Но особенность музыки в романе Булгакова в том, что она вся встроена в быт обычных советских людей. Когда-то Евгений Замятин о «Дьяволиаде» сказал, что у Булгакова фантастика корнями врастает в быт. Это же можно сказать и о музыке.
— Если верить афише, программа ориентирована на аудиторию «Пушкинской карты». По возрасту я попадаю, но я приехала в Томск из Искитима, могу ли пойти на концерт по «Пушкинской карте»?
— Безусловно. Карта действует на всей территории России. Это ваши законные деньги, которые вы можете потратить только на культуру. В том числе и на музыку.
— А что должен вынести с концерта молодой слушатель, который читал Булгакова, любит его, но классическую музыку не слушает, оперу не любит и, честно скажу, в филармонию не ходит? Концерт и на таких людей рассчитан?
— Прежде всего, он вынесет необычные впечатления. Тем более, если впервые придет в филармонию, услышит живой симфонический оркестр и ту классическую музыку, которую он боится. Услышит – и поймет, что бояться не стоило. А скучно ему точно не будет! Потому что в этот раз (и к этому подтолкнул сам Булгаков) будет не совсем обычный концерт, даже не концерт, а театрализованное действие. На сцене будут происходить превращения – ведущие будут становиться булгаковскими персонажами.
Нескучно еще и потому, что Булгаков владел иронией и другими комическими приемами так виртуозно, что смеешься, когда читаешь. Мы постарались сохранить эту важную черту булгаковских текстов.
Совпадет ли булгаковский культурный код с культурным кодом держателей «Пушкинской карты»? Вопрос интересный. И для нас пока открытый. Безусловно, культурный код современного молодого читателя и слушателя изменился. Но интересен факт, что роман «Мастер и Маргарита» поколение нынешних 20-летних читает с таким же интересом, как оно читало «Гарри Поттера». Убеждена, что роман «Мастер и Маргарита», который изучается в школе, — произведение достаточно популярное. Думаю, наш концерт может даже помочь школьникам сдать успешно ЕГЭ по литературе, если попадется вопрос по произведениям Булгакова.
Открою вам секрет: каждый слушатель станет участником музыкального расследования. Зачем Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» Берлиоза сделал литератором, Стравинского – доктором, а Римского (разумеется, Корсакова) – и вовсе финдиректором. Ведь вы же понимаете у Булгакова ничего случайного быть не может. Даже когда он наделяет Воланда тяжелым басом, каким пел Шаляпин партию Мефистофеля, а Михаила Берлиоза заставляет говорить тенором, то писатель выражает так свое отношение к этим персонажам. Известно ли вам, что Булгаков не любил теноров, а вот басов уважал, у его отца был приятный бас. Сам Михаил Афанасьевич обладал приятны баритоном и в студенчестве мечтал о карьере оперного певца.
— Булгаков такой автор, которого можно читать бесконечно. И чем больше читаешь, тем он охотнее впускает тебя в свое пространство. Он открывается тебе как бы заново, все больше и больше. И какие-то вещи, которые раньше не казались важными, сейчас привлекают внимание. На мой взгляд, Булгаков отличается от других классиков тем, что в его произведениях вдруг на первый план выходит мистическое, инфернальное.
— Верное наблюдение. Мистики тоже будет предостаточно. Одна «Фантастическая симфония» чего стоит. Знаете ли вы, что именно под эту музыку Маргарита летела на шабаш, а потом на бал сатаны?
Согласна с вами, Арина – Булгаков открывается внимательному читателю и слушателю. Слушать и слышать его тексты очень важно для понимания. Надеюсь, те, кто придет на концерт, откроют для себя нового Булгакова.
… Итак, ровно в 18:00 в Томской областной филармонии на сцене Большого концертного зала нас ожидают Булгаков и музыка.
Беседовала Арина НЕВЗОРОВА