Здесь люди и музыка становятся друзьями...

Приходите слушать ПЕРВУЮ арфу и вы!

3 сентября в Органном зале Томской филармонии симфонический оркестр поздравит единственную арфистку – Екатерину Иннокентьевну Лаптеву — с 50-летием творческой деятельности.

Приходите слушать ПЕРВУЮ арфу и вы!

«У кого из любителей музыки не замирало сердце, когда во время симфонического концерта вдруг затихало могучее звучание оркестра и по залу рассыпался серебряный пассаж, похожий на звучание колокольчиков?.. Что-то древнее, чарующее, идущее от самих истоков музыки слышится в этих звуках. Это говорит арфа», – так начиналась заметка в областной газете «Красное знамя», опубликованная в 1976 году. Она была посвящена не арфе, а арфистке, молодой артистке Томского симфонического оркестра Екатерине Лаптевой.

– После окончания Новосибирской консерватории мне предлагали Челябинск и Минск, но я точно решила вернуться к родителям, в родной Томск. Тем более что в оркестре не было арфистки, – рассказывает Екатерина Иннокентьевна. – Главным дирижером оркестра тогда был Борис Викторович Бабенко.

17 сентября 1973 года дочь известного томского профессора, биолога И.П. Лаптева, ученица профессора Н.Н. Покровской Екатерина Лаптева была принята на работу в Томскую филармонию.

– Я росла в семье университетского профессора, мне все пророчили математическое будущее. Но меня наука не привлекала, – вспоминает Екатерина Лаптева. – Музыка окружала с детства: папа играл на трубе, на гитаре, на балалайке, на фортепиано. В музыкальной школе училась по классу фортепиано. Близкое знакомство с арфой произошло в училище. На теоретическое отделение, где я училась, пришла Наталья Шатская, арфистка из Томского симфонического оркестра, и спросила: «Кто хочет заниматься на арфе?» Записалось 20 человек, начали заниматься пять, а закончила я одна.

За изумительное глиссандо на арфе Екатерина Иннокентьевна постоянно получает комплименты от дирижеров. В симфонических оркестрах арфа используется с XIX века. Без арфы не прозвучит «Фантастическая симфония» Берлиоза, симфония «Манфред» Чайковского, симфонии Сибелиуса. Без этого инструмента трудно представить оперы Пуччини, Масканьи, Гуно, Чайковского, Мусоргского, Рубинштейна, Верди, Бизе

Арфа требует от музыканта координации движений, усидчивости, хотя есть только одна точка опоры – та, на которой сидят, а руки и ноги – навесу, точнее руки – на струнах, а ноги на педалях. Маникюр запрещен и длинные ногти тоже, потому, что лак утолщает ногтевые пластины.

В нашем оркестре много лет Екатерина Иннокентьевна Лаптева исполняет обязанности инспектора. Должность, требующая от человека твердости и даже жесткости в общении с коллегами, но не отменяет человечности и внимания, Екатерина Иннокентьевна умеет соединить в себе эти разные черты.

КУПИТЬ БИЛЕТ и послушать чарующую арфу можно и «Пушкинской картой»

 

1966–1967 гг. Арфистка симфонического оркестра Наталья Ивановна Титова проводит занятие с Екатериной Иннокентьевной Лаптевой

Вячеслав Власов, Екатерина Лаптева, маэстро Павел Ядых, Алексей Дружинин (кларнет)

Арфистка Екатерина Лаптева и группа вторых скрипок оркестра: Виталий Матусевич, Хоскилевич, Лариса Васильева, Владимир Милютин, Вера Волкова, Зинаида Секторева