Старый рояль считал, что в рабочем кабинете композитора Эдисона Денисова – главный он. Его соседи – письменный стол образца 50-х и стул-кресло модели «Юта Денди» – могли сколько угодно думать, что они – воплощение комфорта и стиля. Но он-то знал, что стиль – это человек. А человек, который больше 30 лет работал за ним, свой, не похожий ни на кого стиль, создавал за ним – старым добрым Feurich’е. Недаром же на всех фотографиях, где композитор Денисов запечатлен за работой, на первом плане красуется он, черный рояль.
Как всякий немец, Feurich был точен, безупречен в извлечении звука. Собственно, за звук когда-то его приобрели и с трудом внесли в квартиру на Кутузовском проспекте, что находится в самом центре Москвы.
После отъезда композитора во Францию старый рояль тосковал по пальцам Денисова, но не переставал считать себя главным в кабинете.
В середине апреля 2024 года судьба сделала крутой поворот: чьи-то опытные руки открутили три надежных ножки, упаковали его в полиэтилен, поместили в специальный автомобиль и отправили на родину композитора. Из столицы – в сибирский город Томск. Вместе с ним в одном автомобиле в дальнее путешествие по российским дорогам отправились стол, стул-кресло и настольная лампа…
В два часа пополудни 25 апреля 2024 года старый рояль, как особо ценный предмет, внесли на руках в Большой концертный зал Томской областной государственной филармонии. За ним также на руках вносили стол, кресло, лампу и другие личные вещи композитора Эдисона Денисова. Путешествие, длинною в 3500 километров «старики» перенесли стойко. И уже готовы служить на новом месте. Но уже в ином качестве – в качестве музейных экспонатов.
Такую историю своей жизни мог бы поведать старый рояль, если бы у него взяли интервью.
… Идея передать личные вещи композитора в дар Томской филармонии принадлежит его вдове Екатерине Денисовой-Брюжман. Ее мечту – создать на родине Эдисона Васильевича такое культурное пространство, где ощущалась бы атмосфера, в которой он жил и творил – поддержали в филармонии.
Для этого из московской квартиры Денисовых на Кутузовском проспекте в Томск перевезли рояль фирмы «FEURICH», его рабочий стол, кресло и настольную лампу. Линейки, заточенные карандаши и ластики, которые были самыми важными предметами для записи нот, когда ещё не изобрели компьютерные программы, тоже передала вдова композитора. Приехала в Томск и логарифмическая линейка, с которой Денисов не расставался со времен студенчества, когда учился на мехмате в Томском государственном университете.
Все эти вещи бережно упаковал и отправил в Томск лицензированный настройщик роялей, артист Томского академического симфонического оркестра, гобоист Владимир Пестов. Он осмотрел состояние всех предметов мебели, перед тем, как они покинули свое прежнее место.
– Рабочий кабинет Эдисона Денисова оправдывал свое название. У окна стоял стол, на нем лежали остро отточенные карандаши, логарифмическая линейка (поскольку он математик), партитуры, листы бумаги. В ящиках стола – документы, рукописи, которые еще предстоит изучать, – рассказывает Владимир Александрович. – Казалось, хозяин только что вышел и кабинета. И вот там, в рабочем кабинете, в моем сознании все стало срастаться – его неповторимый композиторский стиль, стиль Денисова, его любовь к живописи, к литературе… Непонятный Денисов открылся, стал мне понятен. Наш земляк, соотечественник, математик и музыкант.
Своими впечатлениями Владимир Пестов поделился 25 апреля, когда все вещи были доставлены в полной сохранности в Большой концертный зал Томской филармонии. Он лично помогал разгружать ценный багаж. Кстати, вес рояля немаленький – около 350 килограммов. По словам настройщика, инструмент требует ремонта. Предстоит еще уточнить время и место его изготовления. Но известно, что все фотографии, где Эдисон Денисов сидит за роялем, сделаны именно с ним.
– То, что частичка Денисова теперь находится в Томске, в филармонии – это очень радует, – считает музыковед Василина Сыпченко, которая давно изучает биографию композитора, дружит с его вдовой. – В искусстве Денисова соединились математический склад ума, творческое начало и любовь к искусству. Неслучайно он любил французский язык и все французское искусство – этот факт говорит об утонченности его натуры. Для меня Денисов – это картины импрессионистов. В его музыке много наслоений. Композитора проще понять, когда соприкасаешься с тем, что его питало.
– Все полученные в дар личные вещи композитора, его рояль, стол, кресло и другие предметы займут свое место в создаваемом нами музее, – заверяет директор Томской филармонии Наталия Чабовская, которая 10 лет возглавляла Томский музыкальный колледж имени Э.В. Денисова, организовывала целый ряд конкурсов и фестивалей имени композитора. – Музей будет доступен для посещения для всех слушателей нашей филармонии. Надеемся, что подлинники, вернувшиеся на историческую родину автора оперы «Пена дней», балета «Исповедь», многочисленных камерных инструментальных и вокальных произведений, а также музыки к фильмам «Безымянная звезда», «Царская охота», «Идеальный муж», заинтересуют томичей и пробудят желание слушать музыку своего великого земляка.
Томская филармония не случайно стала местом, где будет воссоздан кабинет «Моцарта ХХ века», композитора, с именем которого связывают новый этап в развитии мировой музыки. На его родине с начала XXI века проводятся концерты, фестивали, конкурсы и форумы имени Эдисона Денисова. Символично, что и рояль, и другие личные вещи композитора прибыли в Томск в дни проведения Томской филармонией Всероссийского фестиваля «DENISOV. 95 лет со дня рождения композитора».
Фестиваль стартовал в онлайн-формате 6 апреля – в день рождения Денисова. И будет завершен в Большом концертном зале Томской филармонии только 12 декабря. На эту дату намечена постановка современного балета «Исповедь» на музыку Эдисона Денисова. В течении года в залах филармонии состоятся еще 9 концертов камерной и органной музыки.
Текст: Татьяна ВЕСНИНА
Фото: Ксения ЧЕЧЕЛЬНИЦКАЯ