Программа «Островский в музыке» – это не про литературу. Это про жизнь. Про жизнь во всех её проявлениях, со всеми её плюсами и минусами, радостями и горестями.
Все свои сюжеты Александр Островский брал из жизни: у всех его героев есть реальные прототипы! С 1843 года Островский работал в канцелярии Совестного суда, где в основном рассматривали семейные имущественные споры. Будущий драматург вёл протоколы заседаний. Самые интересные дела он втайне переписывал в отдельную тетрадь, там же помечал поведение и внешность истцов и ответчиков.
– Богатый купец решает объявить себя банкротом, чтобы не платить кредиторам, и переписывает всё своё имущество на зятя в надежде, что тот его не оставит, мол, свои люди – сочтёмся, – рассказывает Татьяна Веснина, кандидат филологических наук, музыкальный редактор Томской филармонии, автор сценария проекта «Островский в музыке». – А тот его обманул. Да ещё и дочь от него отреклась. Вот такого рода споры и рассматривались в Совестном суде – споры семейные.
Зачем Островский показал то, что не принято было выносить на публику?
Зачем он рассказал всей стране о скандалах между родственниками и другими близкими людьми? Очевидно, не ради забавы.
У Островского была исключительно просветительская цель. Ведь театр, по его мнению, самый демократический вид искусства: вход в него открыт людям с любым видом достатка. А вот чтение во времена Островского оставалось привилегией избранных – даже не все купцы владели грамотой, что уж говорить о простых крестьянах. Так что его спектакли являлись главным способом рассказать соотечественникам, к чему могут приводить те или иные поступки. Ну и, конечно, напомнить о таком важном внутреннем компасе как совесть и том, что последнее слово всегда за правдой.
Несмотря на то, что с момента создания первой пьесы Островского прошло почти 180 лет, сюжеты всех его произведений – а их без малого 50 – до сих пор актуальны.
Его пьесы – для нас! А лучшие иллюстрации для них – музыкальные! Не случайно огромное число композиторов обращались к пьесам Островского. Вечером 29 апреля мы будем говорить о жизни и слушать музыку Михаила Глинки, Петра и Бориса Чайковских, Николая Римского-Корсакова и Андрея Петрова.
Купить билет, в том числе и «Пушкинской картой», можно прямо сейчас.