«Я не сочинял батальной музыки. Мне хотелось передать содержание суровых событий», – писал Шостакович о Седьмой симфонии.
«Суровые события» воплощены в музыке и голосом группы альтов. Композитор не дал этому инструменту ни одного соло, но тембр альта ему был просто необходим.
В первой части симфонии пиццикато альтов (вместе с другими струнными) в теме «нашествия» усиливает ощущение неумолимого приближения врага, создавая «механический», тревожный фон. Тема звучит сухо, колко, с пощёлкиваниями: пиццикато создает атмосферу страха, отчаяния и борьбы.
В третьей части – лирическая кантиленная тема скрипок сочетается с сумрачным, мужественным тембров альтов.
В спектакле «Ленинградская симфония» первым оценивает масштабный замысел композитора Альт. Герой актера Данилы Дейкуна первым соглашается вернуться в оркестр, чтобы играть Седьмую симфонию. Играть в память о погибшей от голода маме, потому что долг музыканта в условиях блокады приравнен к воинскому. «Ты профессионал, – говорит Дирижер Альту. – Давай работать. Ты мне нужен. Всё остальное ерунда».
Сомнения Альта, его острые взаимоотношения с Дирижером, его признания в любви к Жене Дирижера проведены и в музыкальной партитуре. Вторым «я» героя Данилы Дейкуна становится голос альта – концертмейстера группы Томского академического симфонического оркестра Александра Штабкина. В концерте-действе «Седьмая. Шостакович» Александр Штабкин ведет за собой всю группу альтов.
28 января, 19:00, БКЗ. Концерт-действо «Седьмая. Шостакович».