Трудно найти хоть один театр оперы и балета в мире, который не ставил бы «Щелкунчика» П.И. Чайковского в новогодние афиши. Из-за того, что действие сказочной повести Э.Т. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» происходит в Рождественскую ночь, балет считается зимним. И летом его увидеть практически нельзя. Фестиваль «Лето балета» и Классический Национальный русский балет дарят томичам уникальную возможность окунуться в волшебную феерию музыки и танца в разгар лета.
Волшебство, мистика и танцы
Балет-сказку томичи увидят в хореографии легендарного француза Мариуса Петипа, который сумел соединить роскошь российского императорского двора и мистическую сказку и воплотил эту волшебную феерию в танце и сценографии. Хореографическая партитура была уже готова, когда Чайковскому предложили написать музыку на тему «Щелкунчика». Композитор с охотой взялся за создание балета. Потому что уже был знаком с сюжетом.
Заколдованный принц и Великая Французская революция
Многие поклонники балета «Щелкунчик» изрядно удивятся, что Мариуса Петипа на создание «пряничной» сказки про волшебный город Конфитюренбург вдохновила не больше не меньше – Великая Французская революция. По мысли балетмейстера, в музыке должны были звучать популярные французские революционные песни: «Кармальола» и «Добрый путь, милый дю Молле». Но осуществить свои идеи в имперской России, Петипа, естественно не мог. От первоначального замысла в балете остался только мотив песенки «Добрый путь, милый дю Молле».
Музыка со всего света
Сегодня музыка к балету «Щелкунчик» легко узнаваема. И кажется, что она от первой до последней ноты сочинена Петром Ильичом Чайковским. Но музыковеды указывают на цитаты, которыми композитор щедро инкрустировал свой балетный шедевр. Так, арабский танец «Кофе» из второго акта балета основан на традиционной грузинской колыбельной песне. Ее мелодию Чайковский лично слышал в Грузии: его брат Анатолий был вице-губернатором Тбилиси, и композитор несколько раз бывал у него в гостях.
В танце родителей и гостей звучит немецкая мелодия «Grossvater Tanz» («Танец дедушки»), которую до этого использовал в одном из своих произведений Роберт Шуман — один из любимых композиторов Чайковского. Мелодия «Grossvater Tanz» появилась в XVII веке, однако до сих пор доподлинно неизвестно, был ли этот танец народным или принадлежал авторству Карла Готлиба Геринга. На протяжении нескольких веков лирический «Grossvater Tanz» исполняли в конце свадебной церемонии.
Приключения челесты в России
Балет «Щелкунчик» знаменит не только Вальсом цветов или танцем Феи Драже, но и тем, что Чайковский впервые ввел в партитуру симфонической музыки звучание непривычного для россиян инструмента – французской челесты. Более того, он привез инструмент в Россию.
Звук клавишного металлофона (челесты) Чайковский впервые услышал на премьере драмы «Буря» по Шекспиру в постановке Эрнеста Шоссона и был очарован сказочным звучанием инструмента. В письме другу и музыкальному издателю Петру Юргенсону он писал, что открыл «новый оркестровый инструмент, нечто среднее между маленьким фортепиано и глокеншпилем, с божественно чудным звуком», просил купить инструмент за тысячу двести франков, но держать в тайне, «чтобы Римский-Корсаков и Глазунов не пронюхали и не воспользовались волшебными эффектами»…
Челеста звучит в знаменитом «Танце феи Драже». Она, как было указано в либретто Мариуса Петипа, подражает «звуку падающих капель».
Отделаться от балета!
Но Чайковский долгое время не понимал, как соединить музыку и балет. И очень хотел «отделаться» от балета. Поэтому его второй акт представлял собой довольно наивный дивертисмент — набор танцев без сквозного сюжета и драматургии. В конце концов, партитура балета выстроилась в два акта и три картины: праздник в доме родителей Мари, сон девочки, в котором Щелкунчик воюет с крысиным войском и в финале превращается в прекрасного принца, и, наконец, сказочный город, куда попадают Мари и Щелкунчик.
Кстати, крысы действуют только в балете (так захотел Петипа), хотя царь у них – мышиный. Видимо, это сохранилось от первоисточника – сказки Гофмана.
Русскому императору сказка-балет на премьере понравилась. Но монаршее мнение не разделяли критики и танцовщики: «Щелкунчик» поставлен для детей, для танцовщиц, тем более для искусства в нем мало места.
Время показало, что государь император оказался прав. Для каждого поколения детей в России – с балета «Щелкунчик» начинается волшебство, которое непременно должно быть и в жизни. Неслучайно художественный руководитель Мариинского театра, народный артист России Валерий Гергиев убежден, что каждый ребенок в мире должен увидеть балет «Щелкунчик».
Уже сейчас билетов на балет «Щелкунчик» осталось не так много. Поторопитесь приобрести билет на волшебную историю. Билеты доступны и по Пушкинской карте.