Здесь люди и музыка становятся друзьями...

Своя музыка – и каждому периоду жизни.

«Времена года» – новая концертная программа арт-проекта SONORE.

О произведениях, которые прозвучат на концерте 17 декабря, рассказывает постоянный участник этого творческого объединения, гитарист Евгений Чудаков.

– Произведения, которые услышат зрители, по историческим меркам были сочинены совсем недавно. Самое раннее – Поэма для скрипки и фортепиано Эрнеста Шоссона – в 1896 году. Самое позднее – Две пьесы для альта и фортепиано Андрея Рубцова – в 2003 году.

Сюита №2 для двух фортепиано Сергея Васильевича Рахманинова (создана в 1901 году) – блестящий виртуозный цикл, состоящий из 4-х частей, каждая из которых имеет свой неповторим образ. Первая часть, вступление, напоминает торжественное шествие. Вторая часть – это изящный и быстрый вальс. Третья часть – лирический, с ярко выраженной мелодикой «Романс» – отсылает нас к другому знаменитому произведению композитора – Второму концерту для фортепиано и оркестра. Четвёртая часть, Тарантелла, грозная и энергичная, основанная на народной итальянской мелодии, изменённой до неузнаваемости. 2023 год будет посвящён юбилею композитора – 150-летию со дня его рождения, и мы, включив его сочинение в наш концерт, отдадим, таким образом, должное этому событию.

Продолжит программу Поэма для скрипки с оркестром французского композитора Шоссона. Произведение прозвучит в переложении для скрипки и фортепиано. Поэма вдохновлена русской литературой, а именно «Песней торжественной любви» Ивана Сергеевича Тургенева. Поэма меланхоличная и свободная, в ней можно услышать черты раннего импрессионизма. Это произведение – своего рода лирический центр нашего концерта.

Далее я исполню цикл «Времена года» аргентинского композитора Астора Пьяццоллы. Этот цикл изначально написан для бандонеона и чаще всего игрался в составе квинтета, в который входили струнные инструменты. Мной же будет исполнено переложение для гитары, которое сделал выдающийся бразильский композитор и гитарист Серджио Ассад.

«Времена года» Пьяццоллы не стоит ассоциировать с временами года Антонио Вивальди или Петра Ильича Чайковского. Во-первых, времена года Аргентины не соответствуют традиционным представлениям о погодных условиях в тот или иной сезон. Аргентина расположена в Южном полушарии Земли, и во второй половине декабря здесь уже очень хорошо чувствуется подступающая летняя жара. Поэтому слушателей не должны вводить в заблуждение названия частей цикла. Во-вторых, данный цикл имеет ярко выраженный социальный контекст, так как задумка композитора заключалась в том, чтобы показать, как проживают времена года бедные жители окраин Буэнос-Айреса. В-третьих, главный жанр композитора – это танго, и каждая часть цикла написана в этом жанре, а для танго свойственен упругий и жёсткий ритм, страсть и откровенность, поэтому каждая из частей года будет пытаться согреть слушателя, достучаться до его сердца и разжечь в нём огонь.

Последний номер концерта – Две пьесы для альта и фортепиано нашего современника Рубцова. Музыка композитора имеет черты позднего романтизма. Первая пьеса – красива и кантиленна, мелодия альта словно голос, который обволакивают фортепьянные плавные шестнадцатые ноты. Эта музыка легко может стать саундрэком к какому-нибудь фильму со счастливым концом. Вторая пьеса – скерцо, яркая, колкая, словно пытается укусить слушателя. Она тоже оказывает сильное эмоциональное воздействие.

Такова программа концерта, в котором произведения сменяют друг друга то плавно, то резко, вызывая ощущение цикличности и бесконечности движения. Музыка способна как показать различные противоречивые образы, так и указать на путь к духовному преображению в трудные минуты жизни. Этот концерт своего рода путешествие, в котором слушателю предстоит созерцать многообразие музыкальных образов, а также задуматься над цикличностью времени и изменчивости характера нашей жизни.

Приходите!

Билеты доступны и по «Пушкинской карте»