Настроились по эталону
Томская областная государственная филармония стала дипломантом Большой оркестровой премии «440 Герц»
1 декабря в Санкт-Петербурге подвели итоги Большой оркестровой премии «440 Герц». Она вручается профессиональным коллективам за творческие достижения в области симфонического искусства. Томская филармония стала одной из 17 филармоний страны, которая получила награды. Симфонические программы абонемента «Литература в музыке» были отмечены специальным дипломом жюри в номинации «За развитие жанра музыкально-литературной композиции». Награду вручили директору Томской областной филармонии Наталии Чабовской.
Несмотря на свою «молодость» премия, учрежденная в 2021 году, по статусу и значимости выступает аналогом известной национальной театральной премии «Золотая маска», потому что дает срез филармонической жизни всей России. На соискание Премии может быть представлена симфоническая программа (включающая как произведения для оркестра, так и произведения для сольных инструментов с оркестром, вокала с оркестром, хора с оркестром), сыгранная в концертном зале и транслировавшаяся онлайн.
«Идея премии оркестровых программ связана с развитием культуры онлайн-трансляций концертов, которые сделали возможной фиксацию концерта и, таким образом, его последующее прослушивание и экспертную оценку. Ее отсутствие означало не просто отсутствие соревновательности, оно обрекало региональные филармонии на отрыв от общероссийского культурного процесса», – пояснила художественный руководитель премии, историк дирижерского искусства, доктор искусствоведения Надежда Маркарян.
Премия «440 Герц» впервые создала контекстное поле в общероссийском филармоническом процессе. Как точно заметила идейный вдохновитель премии, «что может быть интегралом для всех симфонических концертов и символом оркестровой культуры в целом? Конечно же, нота «ля», на все лады звучащая перед всеми концертами во всем мире: 440 герц и есть та самая нота».
Визуальным символом премии выступает камертон – инструмент, определяющий эталонную высоту звука «ля» первой октавы, с которого начинается настройка оркестра. Поэтому в символическом смысле премия «440 Герц» настраивает все филармонии и симфонические оркестры страны по эталонной ноте «ля».
«Этот конкурс особый: жюри оценивает видеозаписи концертов – как качество оркестровой игры, так и качество онлайн-трансляций, — подчеркнула Наталия Чабовская. – Томская филармония уже второй раз участвует в «440 Герцах», так как у нас есть виртуальный концертный зал и создан офис онлайн-трансляций. Как и другие участники, мы подавали несколько заявок. В этом году конкуренция была очень серьезная. Достаточно назвать таких тяжеловесов, как Московская, Свердловская, Тюменская филармонии, как оркестр республики Татарстан под управлением Александра Сладковского и оркестр Башкортостана. Но наши музыкально-литературные программы были замечены жюри и оценены высоко. Эта награда укрепляет наши намерения сопрягать музыку и художественное слово и ориентировать эти программы на держателей «Пушкинской карты».
Напомним, в прошлом году, по итогам первого конкурса Томская филармония оказалась в числе лауреатов в номинации «Соло с оркестром», тогда был отмечен Гайк Казазян, исполнивший Концерт для скрипки Людвига ван Бетховена с нашим симфоническим оркестром, которым руководил Михаил Грановский.
В этом году вручение премии «440 Герц» было дополнено научно-практической конференцией, посвященной развитию онлайн-трансляций концертов, в которой от Томской филармонии приняли участие директор, кандидат искусствоведения Наталия Чабовская и режиссер отдела цифровизации основной деятельности Венедикт Чечельницкий.
Текст: Татьяна ВЕСНИНА