Первый концерт нового абонемента Томского академического симфонического оркестра «Атмосфера» (сезон 23/24) собрал аншлаг. Столичный скрипач и дирижер Илья Гайсин влюбил в себя публику и обещал вернуться в Томск с новым концертом. Перелистайте фотомгновения в нашей галерее, чтобы вспомнить ту волшебную атмосферу, которая царила в Органном зале 17 сентября.
Почему, когда положительные эмоции тебя переполняют, ты не можешь выразить их словами? Почему они оказывают бледной копией твоих чувств? Дело в страхе! Дашь имя им – и вдруг окажешься не прав. Это как поймать красивую бабочку, а потом обнаружить, что в процессе охоты ты стер драгоценную пыльцу на ее крыльях. Возможно, потому что, как сказано у Тютчева, «мысль, изреченная есть ложь». Возможно, потому что музыка сильнее слов.
После первого «атмосферного концерта» Ильи Гайсина многие испытывали это странное ощущение потери дара речи. От восторга и радости. И только аплодисменты и сияющие глаза выдавали высочайшую степень восхищения.
Все вызывало восторг – и голос скрипки Николо Амати, которая оказалась даже старше той музыки, что звучала в Органном зале, и мастерство скрипача, и глубоко прочувствованная дирижером и исполнителем музыка Моцарта, Шуберта и Дворжака.
Что мы знали до того, как Илья Гайсин вышел к томской публике 17 сентября? Что он – ассистент известного дирижера Теодора Курентзиса. Что он играет в его оркестре MusicAeterna. Это, конечно, прекрасная рекомендация. Как и его победы на престижных конкурсах скрипачей. Но никакое самое блестящее резюме не заменит личное впечатление.
А впечатление было такое, что Илья Гайсин превосходно владеет не только разнообразными приемами игры на скрипки, не только абсолютным слухом, но и какой-то магией. За несколько репетиций он сумел вдохнуть уверенность в музыкантов Томского академического симфонического оркестра. Наш оркестр звучал превосходно!
Третий концерт Моцарта был отшлифован до прозрачности и блеска бриллианта. Именно в этом произведении приглашенный музыкант выступил в двух ролях – солиста и дирижера. А еще в роли композитора! Ведь каденции в первой и второй части написал он. И эти каденции представили его как человека с тонким вкусом и отменным чувством стиля и юмора.
«Неоконченная симфония» Шуберта действительно стала, по словам Гайсина, путешествием в рай. Исполнение убедило автора этих слов, что Воланд имел в виду именно это сочинение, когда предлагал Мастеру слушать в своем вечном доме музыку Шуберта.
Три Славянских танца Дворжака в конце концерта маэстро назвал тройным десертом. Но фактически вся программа была таким десертом. И если дать определение новому абонементу «Атмосфера», который открыл своим дебютом на томской сцене Илья Гайсин, то это была атмосфера любви. В любви рождалась музыка. С любовью она была преподнесена. И с любовью воспринята.
— Насколько взаимно это чувство? – спросили мы Илью Гайсина после концерта.
— Абсолютно взаимно! Я доверяю первому чувству. Есть момент, когда что-то новое появляется в твоей жизни. И этот чувство всегда самое правильное. Когда я в первый день вышел на репетицию, какая-то тишина и внимание шли от оркестра. Какая-то приятная атмосфера. И мне сразу стало легко и приятно работать. По-моему, у нас действительно, сложилась взаимная симпатия. Понимаете, для дирижера очень важно не только то, как оркестр играет – чисто и слаженно. Хотя то, что нам удалось добиться за дни репетиций – колоссальный шаг вперед. Особенно в Моцарте, где оркестр играл сам. А дело в том, что отношение музыкантов очень важно для дирижера. Видимо, эта атмосфера всеобщей влюбленности с репетиций была перенесена и в концерт.
Следующим концертом абонемента «Атмосфера» будет выступление Томского академического симфонического оркестра под управлением Игоря Берендеева (Москва). Концерт состоится 10 марта 2024 года. В программе – Симфония № 15 Дмитрия Шостаковича.
Текст: Татьяна ВЕСНИНА
Фото: Ксения ЧЕЧЕЛЬНИЦКАЯ