Дмитрий Ушаков приглашает на вечерний прием изысканной органной музыки любителей и знатоков
«У него такой вид, что он готов съесть черта с рогами», — в раздражении говорит Георг Фридрих Гендель, готовясь принять у себя Баха, о котором он знает достоверно немногое – зовут Иоганн Себастьян, и что он музыкант.
Так начинается пьеса Пауля Барца «Возможная встреча». Драматург своей волей сводит вместе за ужином двух гениев, которые в жизни никогда не встречались. Но искусству подвластно все! И вот в одной из гостиниц Лейпцига, осенью 1747 года, Гендель, обласканный в Англии и мало известный у себя на родине в Германии, принимает Баха. «Небольшая закуска. Кусочек того, кусочек всего – паштет, зажаренный каплун, может быть, омары… самую малость», — объявляет автор «Мессии» автору «Гольдберг–вариаций». Именно с Вариациями и пришел Бах к Генделю помузицировать…
В начале 90-х эту пьесу поставили в МХАТе им. Чехова, Генделя играл Олег Ефремов, а Баха – Иннокентий Смоктуновский. Наш земляк в этом спектакле играл «Сальери в положении Моцарта» (как писала в свое время столичная пресса об исполнителе роли Баха). Пожилой Бах (возможная встреча состоялась за три года до кончины Великого Кантора), обремененный многочисленным семейством и долгами, топчется, не знает, куда девать папку с нотами и букет, когда ему подносят бокал вина. Но за этой внешностью простака, «маленького человека», который теряется в присутствии светского льва Генделя, скрывается человек, который прекрасно знает, что «ручей» он только по имени, что он мог бы вместе с морским языком и устрицами, этим «эликсиром жизни Генделя», съесть и самого Генделя, поэтому исподтишка и подтрунивает над нервным и уставшим от бесконечных путешествий Георгом Фридрихом.
На концерте «Первая премия» 17 августа 2022 года органист Томской филармонии Дмитрий Ушаков примерит на себя роль Генделя (музыка которого останется за рамками программы). И пригласит на «ужин» в компанию к Иоганну Себастьяну Баху – его более старшего современника – Дитриха Букстехуде, а также композиторов, с которыми Бах в жизни не встречался и не мог встречаться, ибо они жили позже – Сезара Франка, Макса Регера, Луи Вьерна и нашего современника Тьерри Эскеша.
Вместо вина и устриц слушателям подадут самые изысканные сочинения для органа, принятые для исполнения на самых престижных конкурсах. И, как говорил Гендель Баху, вечер – самое время «наслаждаться плодами своих трудов». Но главное блюдо в этой встрече в Органном зале будет, конечно, музыка Баха – Прелюдия и фуга Ре мажор.
Для держателей «Пушкинской карты» вход на званный ужин гениев музыки оплачен государством. Для остальных любителей музыкальной гастрономии вход по билетам, которые можно приобрести онлайн и в кассах Томской филармонии.